Вчера после заседания Госсовета Дмитрий Медведев встретился с региональной прессой. Такие встречи президент пообещал сделать регулярными. Так, уже весной состоится первая большая пресс-конференция главы государства с открытой аккредитацией. Об этом сообщила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова. А сегодня "РГ" публикует ответы на наиболее актуальные вопросы региональных журналистов.
О недопустимости изменения нынешней системы формирования губернаторского корпуса
Считаю нынешнюю систему избрания губернаторов оптимальной. Ее изменение нереалистично и недопустимо. Если кого-то из глав регионов она не устраивает, то они должны понять, что они не являются частными лицами, и они могут подать мне заявление. Что же касается избрания мэров по той же схеме, что и губернаторов, то это невозможно по нынешней Конституции. И до тех пор, пока она не изменена, мы понимаем, что муниципальная власть формируется по другим принципам. И в этом смысле мы не можем командовать муниципалитетами, не можем напрямую создавать муниципальные органы или создавать там начальников.
Об увеличении сроков полномочий президента и Госдумы
Предложения, которые мной сформулированы, - это не спонтанные предложения, они продуманные. Если говорить откровенно, я начал об этом думать, наверное, лет пять назад - естественно, не предполагая, что мне придется воплощать это в жизнь. И мне уже с тех пор стало представляться, что кое-что нам необходимо подправить: подотчетность правительства парламенту и увеличение срока полномочий президента и Госдумы. Несмотря на президентский характер нашей республики, тем не менее есть правительство, которое является исполнительной властью. И правительство должно периодически не просто отчитываться самому себе, но и все-таки докладывать Федеральному Собранию, Госдуме об исполнении тех поручений, которые мы давали, представлять отчет о работе за год. Это не превращает нас в парламентскую республику, и, скажу откровенно, я считаю, что Россия не должна быть парламентской республикой, для нас это просто смерти подобно. Но тем не менее это все-таки укрепляет полномочия Госдумы и дает дополнительные рычаги контроля в отношении тех решений, которые принимаются правительством.
Четыре года для нижней палаты - это мало. Просто так цикл устроен в нашей стране, что мы привыкли мыслить более крупными категориями. Кроме того, определенные проблемы создает проведение выборов президента и Госдумы с небольшой разницей по времени. Создается усталость от тех или иных кампаний. Поэтому разделить выборы президента и Госдумы - это одна из достаточно давних задумок.
Я считаю, что нынешнему этапу развития нашего общества и государства соответствовало бы, чтобы президент имел более длительный срок своих полномочий. Этот срок может быть пять лет, шесть лет, семь лет - так как это было и как остается в ряде других стран, в том числе в СНГ, Европе. Мне кажется, что сейчас это (увеличение срока полномочий до шести лет. - Прим. "РГ") было бы полезно для укрепления страны, для укрепления авторитета власти, но это не значит, что это навсегда.
О Конституции и политсистеме
Не вижу ничего страшного в корректировке положений в Конституции, касающихся политической системы РФ. Стабильным в Конституции должен быть правовой режим граждан, защита прав и свобод, фундаментальные основы строя, права собственности, суд - эти вещи не должны подвергаться коррективам. Устройство же политической системы при всей важности все-таки носит вторичный характер. Этими соображениями я руководствовался, когда формулировал свои предложения, и рад, что Государственная Дума поддержала меня в этих предложениях.
Об укрупнении регионов
Исходил и исхожу из того, что эти процессы не могут быть навязаны. Они должны исходить снизу, определяться референдумом. Тогда можно ставить вопрос. Но если кто-то желает из политиков, и, может быть, даже его желание рационально (для объединения. - Прим. "РГ"), но делать этого нельзя, хотя, может быть, в ряде случаев и крайне необходимо. Для того чтобы руководители регионов работали эффективно, на них должны быть меры воздействия - начиная от судебного уровня и заканчивая теми предложениями, которые я сформулировал в Послании. Решение этого вопроса - через муниципальные, представительные органы, чтобы была процедура достаточно быстрого и эффективного отрешения от должности. Вот эта процедура, на мой взгляд, полностью укладывается в Конституцию и может быть реализована.
О прогнозах на следующий год
Не хотелось бы здесь векселей давать, но единственное, что могу сказать - здесь уж к бабке не ходи, - следующий год будет очень трудным. Определенная растерянность присутствует у глав крупных государств. Это, конечно же, плохо, потому что непонятно, где его (кризиса. - Прим. "РГ") дно, временные рамки непонятны. Но я вижу и определенный плюсик: кризис как начался как глобальный, может быть, он так и закончится достаточно быстро во всех странах. Возможности влиять тоже глобальные, это нас всех усиливает.
О саммите "двадцатки"
Второй раунд переговоров "большой двадцатки" будет более конкретным. Надеюсь, что он состоится в марте-апреле следующего года. Хотелось бы при этом выходить на какие-то конкретные соглашения. Без этого мы окончательно не сможем создать ни новую финансовую структуру, ни ликвидировать кризис. Необходимо активно работать, чтобы создать собственное правовое поле и, самое главное, для того, чтобы создать новое международное соглашение. Нужно договориться о том, кто кого и как будет критиковать, о принципах этого критикования, системе контроля и мониторинга над компаниями, и договориться об оценке рейтинговых агентств. По всем этим механизмам надо договориться, чтобы не каждая страна сама по себе кукарекала, а был бы общий набор принципов, и не в интересах одного государства. Признаюсь, не ожидал, что первое совещание "двадцатки" будет таким конструктивным, а декларация станет такой содержательной.
Об отношениях с США
Я надеюсь, что на многие вещи новая администрация посмотрит под другим углом, открытыми глазами и более прагматично, без каких-то идеологических шор. В нынешней ситуации открываются новые хорошие возможности. Мы, с одной стороны, не начинаем с чистого листа, так как у нас есть фундамент отношений с Соединенными Штатами Америки. Сочинская декларация подводит черту за последние восемь лет в развитии наших отношений - и под достижениями, и под провалами. Есть возможность выстраивать эти отношения в будущем. Мы полагаем, что в ряде случаев были упущены возможности, но не по нашей вине. От двусторонних отношений между Россией и США очень многое зависит, в том числе и экономическое развитие. Линия России не заключается в том, чтобы пассивно ждать, когда в США появится новый президент. Нельзя говорить, что мы умываем руки и ждем прихода новой администрации. Главное - не делать паузу, не прерывать сотрудничество. В августе в США нас начали пугать прекращением отношений. А кому от этого хуже?
Об отношениях с Грузией
Надеюсь, что отношения между народами не подвергнутся воздействию, несмотря на вооруженный конфликт. Есть генетическая память. Думаю, большинство близких нам людей в Грузии помнят роль России в становлении государства. Что касается действующего режима - с ними никаких контактов мы иметь не будем, рассматриваем их действия как преступные. Но эти вещи должен решать грузинский народ, они сами должны принимать решение, кому доверять власть, а кого лишать власти.
О помощи Абхазии и Южной Осетии
Россия будет выстраивать отношения с Южной Осетией и Абхазией по полной программе, включая обеспечение безопасности и размещение в этих республиках военных баз. "Мы теперь исходим от того, что это две полноценные страны, дружественные и, надо признать, очень зависимые от нас. В этих республиках проживает большое количество граждан России. Из этого мы и будем исходить - будем выстраивать отношения по полной программе, начиная с установления дипломатических отношений и заканчивая обеспечением их безопасности, включая размещение военных баз. Будем также помогать, стараться бизнес двигать туда. Не вижу ничего драматичного в малом числе стран, признавших пока независимость Южной Осетии и Абхазии. Мы просить никого не будем. Те, кто примет такое решение, помогут, но это не поколеблет их международный статус. Это вопрос времени.
О помощи регионам
Регионы-доноры могут рассчитывать на помощь из федерального центра субъектам РФ для преодоления последствий финансового кризиса. При распределении финансовой помощи сначала необходимо в целом посмотреть, как будет формироваться доходная база следующего года в условиях того, что где-то бюджеты придется подрезать. Ситуация может быть очень разная. У нас нет четкой фиксации. Доноры в обычных условиях и в условиях кризиса - одна ситуация. А для реципиентов - другая ситуация. Все может поменяться. В Москве прекрасно понимают, что часто дотационность бюджета не является виной региона, поскольку это зависит от ресурсов, производительных сил. Поэтому за ситуацией нужно смотреть в гибком варианте.
О роли журналистов
в преодолении мирового кризиса
Я рассчитываю на помощь журналистов в преодолении мирового финансового кризиса. Их роль - выдающаяся. От вашей точности, тактичности и в то же время правдивости зависят очень многие процессы в стране. Кризис никому не нравится - не нравится обычным людям, которые страдают, не нравится начальникам, потому что приходится предпринимать различные сложные усилия, чтобы решить какие-то обычные проблемы. Он не нравится компаниям, которые теряют доходы, останавливаются. Поэтому в этих условиях от представителей СМИ зависит очень многое.
Об источниках информации
Я стараюсь получать информацию из разных источников - это и телевизионные каналы, разные - и российские, и иностранные. Это - газеты. Я смотрю газеты с утра вживую - руки пачкаю, что называется, за завтраком. Пользуюсь информацией, получаемой из Интернета, в которой удается соединить сразу все - и телевизионные новости, и газетные. Я пробегаю по этим сайтам - у меня есть с десяток сайтов, которые я просматриваю почти каждый день. Это самые разные сайты, в том числе жестко оппозиционные сайты, которые пишут такое, что хочется встать и после этого работать, работать и работать.
О свободном времени и семье
В последнее время свободного времени у меня не так много. Это правда. В свободное время я стараюсь восстанавливать форму и в основном провожу его в спортивном зале и в бассейне. И второе, конечно, это семья. Необходимо общаться с родными, без этого полноценной жизни быть не может. На это мне тоже не хватает времени, но я стараюсь по максимуму его находить. Признаюсь, что уделяю сыну не столько времени, сколько хотелось бы и сколько было в прошлой жизни - до президентства. Учится он нормально. Я не могу сказать, что он круглый отличник, я сам не был отличником в школе... Нужны разные оценки, хотя в конечном счете нужно выруливать на "пятерки" и "четверки". Поэтому я в принципе доволен тем, как он учится.