Хотя текст Послания Федеральному Собранию президент Дмитрий Медведев огласил две недели тому назад, для законодателей именно сейчас наступает самое горячее время, чтобы превратить высказанные Медведевым идеи в конкретный законопроект. Об этом в интервью "РГ" рассказал председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.
Российская газета: Владимир Николаевич, вот Дума обсуждает инициативу президента, высказанную в Послании, об увеличении сроков полномочий для главы государства до шести лет и для депутатов до пяти, но при этом общее мнение такое, будто поправок в Основной Закон нет. После укрупнения регионов меняли их названия в тексте Конституции, то есть буквы менялись, а Основной Закон считался неизмененным, а теперь уже и на цифры перешли?
Владимир Плигин: Да, в 65-й статье Конституции были изменены названия некоторых регионов. Но и те предложения, о которых вы говорите, там будут отдельные буквы - полномочия Думы и корреспондирующие им обязанности правительства РФ должны быть прописаны тщательно.
Самое важное - модель существующей Конституции не изменяется, она первична. В первой и второй главах Основного Закона прописаны уникальнейшие вещи, и они неизменны. Вообще именно этот документ действительно помог развитию страны. В то же время в тексте есть и девятая глава, определяющая порядок внесения изменений в Конституцию, там указан порядок работы - созвать Конституционное собрание, провести референдум. Но в нашем Основном Законе кроме этих трех глав есть и другой конституционный материал, более, если так можно выразиться, "подвижный". Именно о нем идет речь в Послании президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию: не затрагивая фундаментальные основы Конституции, проводится корректировка, причем я бы хотел обратить внимание, что эти инициативы заранее обсуждались среди законодателей, партийцев, общественников и обсуждались не один год. Еще раз хочу подчеркнуть: реально эти предложения совершенно не повлекут за собой фундаментальное изменение Конституции.
РГ: Хорошо, тогда почему к этой инициативе президента предложено такое слабое пиар-обеспечение, почему "Единая Россия", обладая таким влиянием в обеих палатах парламента, в правительстве, в регионах, не пошла на референдум и таким образом подтвердила стабильность и преемственность власти?
Плигин: Мне кажется, что у вас абсолютно правильное ощущение соответствующей действительности о стабильности власти. Но если мы будем смотреть на факты, то ведь Конституция очень точно определяет, что и как должно меняться федеральным законодательством в ее тексте. В данной части порядка изменений все указано в главе девятой Конституции. Послание Медведева, где высказаны эти идеи, - документ либеральный и очень ценный, его законодательное воплощение действительно требует серьезной проработки. А партия власти как активный участник политического процесса, как часть гражданского общества должна работать исключительно в правовом поле, которое предписывает точные шаги.
РГ: В Послании президента высказаны также инициативы по реформе политических партий, фактически объявлен второй этап партийной реформы, получается, что все, сделанное в 2005-2006 годах (например, почти двухлетняя проверка численности Росрегистрацией), было сделано зря?
Плигин: Может быть, вам и кажется, что все было сделано зря. Но надо понимать, что сейчас решается один из ключевых вопросов развития российской государственности: большая ставка будет делаться на партийные структуры, развивающие наше общество. Государство, и президент это подчеркнул в своем Послании, в некоторой степени искусственно, но постоянно стимулировало развитие института политических партий. В настоящее время зарегистрировано 14 партий, из них 11 принимали участие в выборах. Но я думаю, что реструктуризация политического поля будет продолжаться, так как в развитых демократических странах обычно представлено три-четыре, максимум пять политических партий, и сейчас создаются дополнительные стимулы для развития партийно-политической системы. Наверное, есть ощущение о том, что недостаточно выражен в политическом поле правый спектр взглядов, хотя я должен сказать, что ни одна группа или партия, которые точно обозначали себя как подлинно правые, не набрали на предыдущих выборах существенного процента голосов. Возможно, что эту проблему породило перепозиционирование СПС, потому что на каком-то этапе они так резко поменяли систему взглядов, так что приблизились к левым.
Думаю, что на партийном поле все равно будет проходить реструктуризация. Например, мы в "Единой России", чтобы партия сохранила центристскую позицию, сознательно пошли на создание системы клубов, организовали свободный обмен взглядами и правого толка, и левого толка. Среди российских партий кроме центра также обязательно должны быть сформированы правая и левая структуры, потому что только тогда общество сможет полноценно развиваться.
РГ: Мне кажется, вы переоцениваете силу правых, ведь, учитывая кризисные тенденции в экономике, многие ожидают роста популярности левых.
Плигин: Знаете, в условиях кажущегося нарастания кризисных явлений обычно от власти ожидают более жестких мер. А в Послании Дмитрий Медведев обратил внимание на либеральные ценности: на ценности человека конкурентного - на свободу, на справедливость, и это исключительно важно с моей точки зрения. Найти формулу преодоления тех проблем, с которыми столкнулась в настоящее время страна только в системе левых взглядов, нереалистично, невозможно и неконструктивно. Ведь все левые ожидания и обещания основываются на разрастании распределительного механизма, а рост этого механизма подразумевает рост числа распределителей, все это ложится дополнительной нагрузкой на государственную машину, а в конечном итоге - на человека. Потому что затем потребуется дополнительное число контролеров за распределителями, контролеров за контролерами и так далее.
Мы должны сделать все для того, чтобы сохранить, давайте не побоимся этого слова, "завоевания" 90-х годов. Это не завоевание власти, нет, речь идет о "завоеваниях" людей, и в первую очередь о завоевании свободы. К сожалению, свобода, особенно в экономической ее части, уничтожается и начавшимся новым переделом собственности, и нарастанием бюрократического аппарата, чьи функции мы не можем наладить. Нужно жестко ограничивать объем проникновения государства и в частную жизнь. Наконец, надо защищать величайшую ценность, созданную в последние годы, - средний класс, выросший из малого и среднего бизнеса. И если не считать либерал-консерваторов "Единой России", то защищать последовательно все эти позиции в партийном поле пока было некому.
РГ: Предположим, что создающийся сейчас партийный проект "Правое дело" докажет свою жизнеспособность, но они, скорее всего, попадут в категорию именно тех партий пяти-семипроцентной электоральной поддержки, о которых говорил президент. Но не кажется ли вам, что идея Дмитрия Медведева гарантированно предоставлять таким партиям всего 1-2 депутатских мандата, это не слишком много, чтобы реально повлиять на политику?
Плигин: Насколько я понимаю, они наверняка рассчитывают преодолеть и 7 процентов, а это уже не один мандат. Вообще нужно посмотреть за развитием правой идеи, примерно 20 процентов электората постоянно находится в поиске своих политиков. А потом, если внимательно изучить депутатский корпус в региональных законодательных собраниях, то по персональному составу там довольно много людей правых взглядов. Другое дело, что за них нужно бороться, и здесь новым правым придется конкурировать в том числе и с "Единой Россией". Вообще было бы достаточно наивно полагать, что одного создания партии довольно, чтобы власть тут же отказалась от властных полномочий. Но, конечно, важно, чтобы в рамках борьбы за власть и представители власти не выходили за правовое поле.
РГ: И здесь на вас как на партию парламентского большинства ложится дополнительная ответственность, ведь и в КПРФ, и в ЛДПР инициативу президента о введении в закон о партиях поправки, обязывающей ротировать руководство, восприняли как дуло пистолета, нацеленное на Зюганова и Жириновского.
Плигин: Давайте сразу уточним: никаких намерений, связанных с конкретными персоналиями, не существует. Я обязательно должен это уточнить, потому что совсем недавно мы не сошлись с Владимиром Вольфовичем при обсуждении пакета законопроектов по коррупции и я бы не хотел никаких подозрений. Конечно, законопроект требует обсуждения, потому что для каждой партии ее устав - вещь очень важная. Но идея, высказанная президентом о ротации кадров, конечно же, должна поддерживаться. Кстати, мы в "Единой России" эту идею обсуждаем уже несколько месяцев, потому что считаем, что именно так партия может развиваться и способствовать развитию общества. Но ни в коем случае я бы не стал трактовать инициативу как личную угрозу конкретным участникам политического процесса, тем более что ряд из них мне представляется абсолютно незаменимыми. И я уверен, что если этот законопроект пойдет через наш комитет, то все мнения оппозиционных партий будут учтены.
РГ: К сожалению, такого взаимопонимания у вас нет с Конституционным судом. Дмитрий Медведев даже был вынужден напомнить о необходимости обязательно выполнять судебные решения КС.
Плигин: Да, действительно, около тридцати решений КС еще не реализовано законодателем. Но должен напомнить, что именно правительство Российской Федерации обязано в соответствии с федеральным конституционным законом вносить такого рода предложения. Думаю, мы вернемся к этому вопросу сразу после Нового года.