19.11.2008 01:00
Экономика

Система страхования урожая требует нового законодательного оформления

Система страхования урожая требует нового законодательного оформления
Текст:  Светлана Попова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4794)
Читать на сайте RG.RU

Сельскохозяйственный бизнес до сих пор остается делом рискованным и даже более опасным, чем езда по российским дорогам.

Судите сами - если повезло и год выдался урожайным, как, например, 2008-й, то кроме гордости за 100 миллионов собранных тонн хлеба аграрии, может быть, сведут концы с концами, а если их постигнет неурожай, засуха, хомяк озвереет, то единственное, на что придется уповать, - на Бога. Разорение, крах - неминуемы. Вот если б, как у водителей, было КАСКО или ОСАГО...

Сейчас в России застраховано только 25 процентов сельскохозяйственных площадей. И большую часть из них страхуют специализированные региональные компании, входящие в ассоциацию "Агропромстрах". Именно эти компании в начале далеких девяностых, после почившего в бозе Госстраха СССР, сами создавали страхование на региональных уровнях, чтобы хоть как-то защититься от рисков. О том, что агрострахование - бизнес, крупные страховые компании вспомнили только в 2007 году - именно тогда был создан Национальный союз агростраховщиков, куда вошли в основном крупные российские страховые компании, решившие "застолбить" и этот, рискованный, но привлекательный в будущем сектор страхового рынка.

Конечно, в коридорах власти понимают, что селянам необходима государственная поддержка, и именно страхование может стать одним из действенных инструментов, способных повлиять на развитие аграрного бизнеса в стране. Но стратегия развития сельскохозяйственного страхования с господдержкой пока что, как и десять, и пятнадцать лет назад, находится в стадии формирования, причем очень странного.

Например, проект Правил предоставления и распределения в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат по агрострахованию, разработанный в недрах министерства сельского хозяйства, предполагает обязательное использование дорогостоящих рейтингов надежности международных рейтинговых агентств и требует от страховых компаний подтвердить наличие чистых активов в один миллиард рублей. Все это возможно именно для крупных страховых компаний, но неприемлемо для региональных. Если проект будет принят, то о конкуренции на рынке сельскохозяйственного страхования останется только вспоминать.

- Защита сельхозпроизводителей - вот основа агрострахования. Из-за того, что вопрос финансовых возможностей страховых компаний рассматривается как ключевой, складывается противоречивая, опасная и порой тупиковая ситуация. Необходимо наконец выработать консолидированную, единую позицию по этому вопросу, ведь за последние 15 лет новая государственная политика агрострахования так и не стала реальностью, - считает Дмитрий Худаков, генеральный директор КСК "Поддержка-Иркутск".

А для этого нужен федеральный закон "О сельскохозяйственном страховании". Причем, по всеобщему мнению, в его разработке должны принять участие именно специализирующиеся на агростраховании региональные компании, имеющие уникальный опыт и 15-летнюю практику.

- Говоря об эффективности использования бюджетных средств, мы всю систему страхования обязаны выстроить прежде всего в интересах сельхозпроизводителя и сделать ее клиентоориентированной, - считает президент ассоциации "Агропромстрах" Леонид Вологдин. - В Госдуме, в правительстве готовится целый ряд нормативных документов, в том числе проект закона о сельхозстраховании, проект Концепции сельскохозяйственного страхования, и ассоциация предлагает в их основу положить две программы: классическое страхование от недобора урожая и страхование от катастрофических рисков.

Пока же звучат предложения НСА, которые остальные агростраховщики считают неприемлемыми: все вопросы регулирования возложить на единое объединение страховщиков и создать при нем перестраховочную "емкость". Логика "Агропром-страха" проста - значительными финансовыми ресурсами, в том числе и государственными, не должны распоряжаться коммерческие структуры, представляющие интересы страховщиков, но не сельхозпроизводителей. Вологдин предложил также не допускать к страхованию с господдержкой страховые организации, имеющие в своем уставном капитале долю иностранных инвесторов более 25 процентов, и перейти от субсидирования государством части страхового взноса к субсидированию выплат в соответствии с фактически полученным ущербом.

- События последнего времени вызывают у региональных страховщиков опасения за сохранение своего бизнеса, отлаженных партнерских отношений со страхователями и недоумение по поводу ограничений, которые будут испытывать сельхозпроизводители при выборе страховой организации, - сказала председатель совета директоров ОАО СК "Царица" Людмила Бондаренко. Все это приведет к негативным последствиям и к стагнации на рынке страховых услуг...

Хотя, по логике вещей, как раз на рынке агрострахования сегодня работы хватит всем. Ведь на сегодняшний день в России застраховано 25 процентов сельскохозяйственных площадей. В цивилизованных странах этот показатель не ниже 80 процентов. Просто проблемы надо начинать решать не с "хвоста" - технологических решений, а с "головы" - реальной государственной поддержки сельхозтоваропроизводителя.

АПК Федеральный бюджет