Проблемы с натовским руководством не мешают России укреплять двусторонние связи с государствами альянса.
Это подтвердил визит в Турцию министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. В Анкаре и Стамбуле нашего министра встречали как желанного гостя. Турция кровно заинтересована в сохранении стабильности на Черном море, а это без поддержки северного соседа невозможно. Взаимодействие двух флотов в борьбе с морским наркотрафиком, терроризмом и незаконной миграцией Анатолий Сердюков и его коллега Веджди Генюль обсуждали и на переговорах в составе делегации, и в неофициальной обстановке. "Водная" тема, если можно так выразиться, присутствовала даже в меню обеда, который турецкий министр устроил в столице в честь московского гостя. Сердюкова потчевали крепом из морепродуктов, средиземноморским зеленым салатом и филе морского окуня.
Настроение министрам не испортили моросящий дождь и густой туман - типичная для этого времени года погода в турецкой Анатолии. Кстати сказать, древнее название страны, совпадающее с именем руководителя российской делегации, породило немало шуток у освещающих визит журналистов. Но в переговорах Сердюкова и Генюля никакого тумана не было. Турция хоть и является давним членом НАТО, но по многим вопросам придерживается самостоятельной политики. Это, в частности, проявилось во время августовского кризиса на Черном море. Напомним, что после событий в Южной Осетии альянс направил к кавказским берегам большую группу своих военных кораблей. Американцы решили поиграть мускулами и пытались давить на союзную Турцию, отвечающую за выполнение протокола Монтре. Этот международный договор еще в 1936 году наделил Анкару функциями контроля за прохождением проливов судами. И временем их нахождения в Черном море. Турция отказалась плясать под американскую дудку, и натовскому флоту пришлось убраться восвояси. А буквально месяц назад на турецкой военно-морской базе Аксаз-Караагач встречали тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" и большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко" российского Северного флота.
Турция инициировала создание "Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе". Что же касается России, она только приветствует расширение диалога по всем аспектам закавказских проблем. Как, кстати, и возобновление диалога с североатлантистами. По мнению Сердюкова, нам надо искать конструктивные решения для поддержки стратегической стабильности. В том числе, по столь непростому вопросу, как размещение объектов американских ПРО в Польше и Чехии.
Однако вернемся к двустороннему российско-турецкому диалогу. В последние годы он идет успешно. В Москве и Анкаре уверены, что стабильность там должны обеспечивать только прибрежные государства. Вмешательство извне им не требуется. Анатолий Сердюков поддержал предложение Турции организовать регулярные встречи глав военных ведомств причерноморских стран для обсуждения наиболее важных проблем региона.
Отдельной темой переговоров стало военно-техническое сотрудничество России и Турции. Членство в НАТО не мешает Анкаре пополнять свой арсенал с нашей помощью. Предприятия российской оборонки - постоянные участники международной выставки оружейников "ИДЕФ", проходящей в Турции, и тендеров на закупку боевой техники для турецкой армии. В 30 миллиардах долларов, которые наторговали наши страны в нынешнем году, есть и оружейные деньги. В ближайшие годы в России серьезно модернизируют систему военного образования. В Вооруженных силах появятся крупные учебно-научные центры, где подготовку офицеров совместят с фундаментальной исследовательской работой. Поэтому Анатолий Сердюков заинтересовался учебно-научным опытом турецких военных. В Анкаре он посетил Военно-медицинскую академию, а в Стамбуле - Объединенную военную академию.