20.11.2008 09:00
Общество

Школьники Татарстана смогут сдавать ЕГЭ на родном языке

А в портфеле у министра Фурсенко стандарты образования, ЕГЭ и кое-что еще
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4795)
Читать на сайте RG.RU

Вчера министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко стал не только гостем "Делового завтрака", но и абсолютным рекордсменом по числу заданных ему вопросов от читателей "РГ". Двухчасового разговора не хватило, чтобы ответить на все. "Передайте все, что прислали, к нам в министерство. Где нужно - ответим. Где необходимо - разберемся", - сказал Андрей Александрович.

Российская газета: Андрей Александрович, приняты изменения в закон о федеральном бюджете на 2008-2010 годы. Говорят, для бюджетников наступает непростое время, а главные среди них сегодня - учитель и врач. Проблемная финансовая ситуация отразится на отечественном образовании?

Андрей Фурсенко: Если в стране ухудшается экономическая ситуация, сокращают сотрудников - это неминуемо бьет по всем. Но напрямую сферы образования и науки, по крайней мере на федеральном уровне, это не коснется. Уверен, что и регионы сделают все возможное. Сегодня в нашей сфере достаточно и внебюджетных средств. Так, больше половины студентов учатся на платных отделениях государственных вузов. Однако в этом году сюда зачислено на 13 процентов меньше первокурсников. Не исключаю, что в связи с кризисом и те, кто уже учится за свой счет на старших курсах, могут оказаться неплатежеспособными. Вот это, конечно, косвенно ударит по платному образованию. А оно для многих вузов, в том числе и очень уважаемых, - существенная часть собственных бюджетов.

РГ: Вы только что вернулись из непростой командировки в Татарстан, где обсуждался переход на новые федеральные стандарты образования. Многие опасаются, что исчезнет региональный компонент и, в частности, изучение национальных языков. Обсуждение получилось бурным. Удалось найти компромисс?

Фурсенко: Хотел бы сразу подчеркнуть: речь не идет об отказе от национального или регионального компонента в пользу федерального. Суть в том, что структура стандарта изменена полностью: появились базовая и вариативная части. Но никаких планов изменить подходы к обучению на родных языках, изучению краеведения, истории, культуры малой родины не стояло и не стоит. Более того, представители практически всех регионов активнейшим образом участвуют в разработке новых стандартов.

Я лично предложил провести это совещание именно в Казани и благодарен Минтимеру Шаймиеву, который активно поддержал мою инициативу. К сожалению, все опасения снять не удалось. И главное из них - что под угрозу поставлено обучение на родном языке. Мол, сегодня мы потеряем это, а завтра жестко перейдем на английский. Такого не будет.

РГ: Вопрос от учительницы Павловой как раз из Казани: "В Татарстане школьная программа отлична от общероссийской. Значительный объем учебных часов приходится на не нужный русским татарский язык. Из-за этого времени на усвоение других предметов, и особенно русского языка, не хватает. Не будет ли поблажки хотя бы на один балл школьникам Татарстана, сдающим ЕГЭ по русскому языку"?

Фурсенко: Во-первых, я не согласен с формулировкой "ненужный язык". Этот язык нужен. Потому что для нас крайне важно сохранить единое пространство России как многонациональной страны. Мы же хотим жить в мирной, благожелательной стране. Так давайте для начала полностью исключим подобные вопросы в такой форме.

В Казани было предложено обсудить возможность сдачи Единого государственного экзамена на родных языках. Моя точка зрения: единый госэкзамен един для всей России. И дает равные права всем гражданам независимо от места жительства. Но я не исключаю, что могут появиться экзамены и по родным языкам в форме ЕГЭ. И их каждый сможет сдавать по выбору.

РГ: Вы предложили вернуть школьное сочинение в 11-м классе. А как же ЕГЭ?

Фурсенко: Думаю, что ЕГЭ для такого предмета, как литература, - не оптимальный способ проверки. По крайней мере, не единственный - точно. Думаю, можно было бы проводить в 11-м классе итоговое сочинение, которое не станет элементом "единого", но тем не менее будет обязательным для всех. Уверен: русский язык, математику, физику, химию, словом, все науки, где можно обеспечить, так скажем, формализацию вопросов и ответов, - реально сдавать в форме ЕГЭ. Другое дело, что для каких-то предметов нам нужно уходить от тестовой системы.

РГ: Андрей Александрович, а вы смотрели фильм о Льве Ландау, вокруг которого было столько разговоров?

Фурсенко:  Нет, этот фильм я смотреть не стал.

 

Образование Минобрнауки