20.11.2008 01:00
Культура

Книжные новинки: "Михаил Булгаков. Серия "Жизнь замечательных людей"

Серьезная литература необязательно бывает скучной
Текст:  Павел Басинский
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4796)
Читать на сайте RG.RU

Сталин и писатели. 

Бенедикт Сарнов. - М.: Эксмо, 2008.

"Первоначальный замысел этой книги возник у меня очень давно, - пишет в предисловии Бенедикт Сарнов, известный критик и историк литературы. - Он был тогда весьма скромен. Я хотел просто собрать все письма писателей Сталину и, если таковые были, письма Сталина писателям. Но при всей непритязательности этого замысла, даже в таком скромном варианте он был тогда (в хрущевско-брежневские времена) неосуществим".

Когда же во время и после эпохи "перестройки и гласности" эти документы стали доступны, Бенедикт Сарнов понял, что замысел вовсе не "непритязателен", а, напротив, грандиозен и даже неисчерпаем. Для него самого это оказалось неожиданностью и открытием. Впрочем, это оказалось открытием практически для всех.

Если отношения Ленина с современной ему литературой исчерпывались несколькими статьями о Льве Толстом "как зеркале русской революции", о "партийности" литературы, несколькими фразами о Демьяне Бедном и Маяковском, то Сталин относился к литературе весьма серьезно и даже слишком серьезно, что оказалось для одних источником невероятного благосостояния, для других - смертельной трагедией.

В результате Бенедикт Сарнов выпустил два объемистых тома, в которых подробно описал отношения со Сталиным Горького, Алексея Толстого, Маяковского, Пастернака, Зощенко, Ахматовой, Булгакова, Мандельштама, Бедного, Эренбурга, всего - десять имен. Всего же намечено у него двадцать сюжетов, где будут фигурировать также Платонов, Пильняк, Фадеев, Эрдман, Бабель, Замятин, Кольцов, Симонов, Афиногенов, Шолохов.

Замысел поистине грандиозный, и, если он будет завершен, мы будем иметь полную летопись писательских отношений с крупнейшим тираном и политиком мира. Эта "страница" истории русской литературы не имеет аналогов в мировых литературах, и остается надеяться, что Бенедикт Сарнов выполнит задуманное.

Се человек

Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе.

Б.Н. Тарасов. - М.: Кругъ, 2008.

"Человек создан от Бога существом разумным и говорящим. Деятельность разумной мысли, духовная свобода есть призвание человека. Свобода духа более всего выражается в свободе слова..."

Кто бы мог подумать, что эти слова о "свободе слова", высказанные еще в первой половине XIX века, принадлежали не "западникам" Герцену или Белинскому, а крупнейшему русскому "славянофилу" Константину Сергеевичу Аксакову, самому радикальному русофилу из всей аксаковской семьи? Именно он носил подчеркнуто народную, мужицкую одежду: шапку, кафтан и

т. д., - заявляясь в этом на светские собрания. Именно над ним издевался в ранней поэме "Помещик" "западник" Иван Тургенев: "От шапки-мурмолки своей / Ждет избавленья, возрожденья; / Ест редьку, - западных людей / Бранит - и пишет... донесенья".

Позднее Иван Сергеевич стыдился этих строк, особенно последней - про "донесенья", ибо это была чистой воды ложь. Донесения писались как раз на Конст. Аксакова, и вообще, "славянофилов" в российской империи, основанной "западником" Петром I, преследовали ничуть не меньше, чем либералов.

В замечательной антологии, составленной ректором Литературного института, специалистом по Паскалю и Чаадаеву Борисом Тарасовым, собраны жемчужины русской мысли, рассыпанные как в отечественной философии, так и в литературе, от А.С. Хомякова до А.Ф. Лосева. Книга вышла объемной, почти 1000 страниц, но, поверьте, это "запойное" чтение. Среди авторов не только хорошо известные имена - Сергей Булгаков, Константин Леонтьев, Василий Розанов и др. - но и такие довольно редкие, малоизвестные философы, как Борис Вышеславцев и Владимир Эрн.

Четвертая Толстая

"Бурбонская лилия" графа Алексея Толстого. Четвертая жена.

Юрий Оклянский. - М.: Золотой свиток, 2007.

Историк русской литературы и науки Юрий Оклянский пишет легко, плотно и очень сюжетно. Но завлекательность, считает он, "не должна идти в ущерб другой цели - утолять голод правды".

Его книга посвящена четвертой жене А.Н. Толстого - Людмиле Толстой, урожденной Крестинской. Но равноправными героями его повествования являются также М. Горький, его невестка Тимоша (в которую одно время был пламенно влюблен "красный граф"), Мария Будберг (самая сильная и глубокая любовь Горького), Галина Уланова, Петр Капица, а также Сталин, Ягода и многие другие.

Это многообразие имен делает книгу несколько мозаичной, но отнюдь не сбивчивой и поверхностной. Автор пытается распутать клубок весьма сложных общественных, государственных и интимных связей, которые всегда тесно переплетены, когда речь идет о России ХХ века, где всё, вплоть до любви к женщине, с одной стороны, строго контролировалось властью, а с другой - вносило существенные коррективы в механизм власти. Познавательная книга.

Новинки

История посада Нёноксы.

Юрий Шульман. - М.:

Фонд Бориса Шергина, 2008.

"Все поморские селения похожи друг на друга, - Нёноксы, напротив, интересна чертами, которые выделяют ее из общего круга полночных весей".

Это начало книги архангельского историка, краеведа и филолога Юрия Шульмана, которому мы во многом обязаны открытием творчества дивного русского северного писателя Бориса Шергина, забавным образом аукается с началом "Анны Карениной": "Все счастливые семьи счастливы одинаково, все несчастливые семьи несчастны по-своему". С другой стороны, в романный зачин сразу же врывается былинный: "полночные веси".

Нёнокса - древнейший посад русского Севера, знаменитый своими варницами, где добывалась соль-"ключёвка" - источник благосостояния древнего Поморья. Книга рассказывает об истории Нёноксы с древнейшего времени и до заката соляного торга, о новгородской и московской колонизации богатого посада. Перед читателями проходят образы уроженцев Нёноксы: зодчего исполинской крепости Соловецкого монастыря старца Трифона, нёнокских "Медичи" Кологривовых, а также героя Севастополя Владимира Бейтнера.

Книга для тех, кто хочет знать историю своей страны в ее реальной конкретике.

Михаил Булгаков.

(Серия "Жизнь замечательных людей").

Алексей Варламов. - М.: Молодая гвардия, 2008.

Алексей Варламов, лауреат премий Александра Солженицына и "Большая книга", уже заслужил себе прочную славу биографа наиболее крупных писателей ХХ века: Пришвина, Грина, Алексея Толстого. И вот - книга о Михаиле Булгакове. Странно, но до сих пор мы не имели более или менее полной и полной популярной биографии автора "Мастера и Маргариты".

Впрочем, еще в советское время вышла замечательная книга Мариэтты Чудаковой "Жизнеописание Михаила Булгакова" (выдержала несколько изданий), с невероятным количеством неизвестных фактов из жизни писателя, академически безупречное, но едва ли рассчитанное на очень широкий читательский круг. Исследование Мариэтты Чудаковой тем не менее совершило переворот в наших представлениях о Булгакове, им зачитывались писатели и простые читатели.

Книга Алексея Варламова переворота не совершит. Но для тех, кто хочет без всяких переворотов в сознании узнать о жизни и судьбе одного из лучших русских писателей ХХ века, она будет, несомненно, полезна. К тому же у автора есть свой оригинальный взгляд на жизнь и творчество Михаила Булгакова.

Книга снабжена интересным иллюстративным рядом и украсит полку собирателей "ЖЗЛ", нашей старейшей книжной серии.

Литература