Сейчас управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области рассматривает очередное административное дело: ювелирная фирма разместила в местном модном журнале непристойную рекламу.
На глянцевой странице красовалось обручальное кольцо, украшенное бранной надписью.
Сомнений в нарушении закона о рекламе у антимонопольщиков нет: он запрещает непристойные выражения, а здесь брань налицо. Однако рекламодатели свою вину не признают. По их мнению, реклама в глянцевом издании - всего лишь фотография украшения, которое безо всяких проблем продается в ювелирных магазинах. И, если бранные слова - это востребованный элемент орнамента, где тут нарушение? Точки над i расставит экспертиза, которая будет проведена в ближайшее время.
Колечко с сюрпризом - всего лишь один пример из длинной череды нарушений. Трудно отрицать, что непристойная реклама становится в городах и поселках обыденным явлением. По статистике областного антимонопольного управления, в текущем году контролеры выявляли непристойную рекламу девять раз, а взывать к совести рекламодателей приходилось практически каждый месяц.
Напомним пример, о котором "РГ" писала летом. Один из екатеринбургских бутиков разместил наружную рекламу: на растяжке томно полулежала волоокая красавица, едва прикрытая красными звездами с цифрами ценовых скидок. Антимонопольщики посчитали, что "дама со скидкой" нарушает закон о рекламе. Рекламодатели были вынуждены снять скандальный баннер, что, однако, не спасло их от возбуждения административного дела.
А недавно регион взбудоражили рекламные слоганы одного из крупнейших розничных продавцов мобильных телефонов и аксессуаров. Сомнительными призывами заинтересовалась антимонопольная служба. Были проведены социологические опросы, доказавшие, что у большей части населения рекламные слоганы вызывают те же ассоциации, что и у сотрудников ФАС.
Подобные нарушения караются строго, что закреплено в Федеральном законе "О рекламе". Согласно ему в рекламных материалах не допускаются бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения. Нарушителям этой нормы грозят денежные штрафы: если ответственность за непристойную рекламу падет на должностное лицо, виновный заплатит от четырех до 20 тысяч рублей. Если же виновником признают юридическое лицо, то придется раскошелиться на 40-500 тысяч. Однако создается впечатление, что наказание свердловских рекламодателей не пугает.
- Непристойная реклама вызывает у потребителя определенный шок и потому является более броской, более запоминающейся, - объясняет преподаватель факультета связей с общественностью и рекламы Уральского госуниверситета, старший юрист крупной фирмы Анна Краева. - Поэтому зачастую ставка рекламодателей на "яркость" превалирует над соблюдением законодательства и прав потребителей.
По оценкам экспертов в области рекламы и маркетинга, чаще непристойностями пестрит продвижение товаров, предназначенных для молодежи. Такого клиента, по мнению продавцов, легче купить именно слоганом на грани фола или неприличным жестом.
Впрочем, если за "обнаженку" и нецензурную рекламу виновника еще можно привлечь к ответственности законными методами, то некоторые распространители непристойностей не подпадают ни под одну статью и, как следствие, остаются безнаказанными. Речь идет о тех "оригиналах", разгуливающих в футболках с надписями "иди на ..." или еще похлеще. Как прокомментировали корреспонденту "РГ" в областной милиции общественной безопасности, ответственность за нецензурные надписи на одежде попросту не прописана ни в одном законе. Хотя сам по себе этот вид провокации очень близок к нарушениям, предусмотренным статьей Административного кодекса "Мелкое хулиганство" (сюда входит брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и порча чужого имущества).
Всплеск нецензурной рекламы заставил подключиться к проблеме и общественность. Активисты екатеринбургского родительского комитета даже обращалась к областной власти с предложением создать общественный совет, который контролировал бы средства массовой информации и строго следил за рекламой.
- Мы считаем, что такой совет просто необходим на областном уровне, - выразил общее мнение председатель родительского комитета Валерий Неталиев. - Но мы призываем и общество помогать борьбе с этим злом. Если человек видит непристойность, он не должен проходить мимо, а сообщить куда следует. Например, в комитет по защите прав потребителей или в антимонопольную службу. Только тогда появится шанс, что непристойная реклама все-таки исчезнет с наших улиц.
Михаил Перцель, главный психиатр Свердловской области:
- Непристойная реклама, несомненно, оказывает влияние на человека, который встречается с ней каждый день. У потребителя, особенно у молодого, появляется ощущение вседозволенности. С одной стороны, человеку кажется, что непристойность - это нормально. С другой стороны, он в очередной раз для себя убеждается, что нравственные законы не работают, и, значит, не надо их соблюдать. Поэтому проблема очень серьезна и требует усиленного внимания.