20.11.2008 04:58
Экономика

Уральцы просят заморозить тарифы

Их замораживания ждет промышленность, но боится энергетика
Текст:  Галина Абакумова Юлия Санатина (УрФО) Людмила Юдина
Российская газета - Урал: №0 (4795)
Читать на сайте RG.RU

Металлурги обратились в правительство России с предложением заморозить тарифы на услуги естественных монополий на 2009 год.

В условиях мирового кризиса резко упал спрос на металлопродукцию, а значит, объемы производства и прибыль предприятий, большинство из которых - градообразующие. В такой ситуации рост энерготарифов для металлургов крайне нежелателен, о чем и заявили члены консорциума "Русская сталь", куда входят ведущие заводы, производящие в общей сложности более половины всего российского чугуна, стали и проката. В их числе - Нижнетагильский и Магнитогорский металлургические комбинаты, работающие на территории Уральского федерального округа.

Предложение консорциума поддержал Российский союз промышленников и предпринимателей. С такой же инициативой - заморозить на 2009 год цены на топливно-энергетические ресурсы - в правительство РФ обратилась и администрация Челябинской области.

Газовый аргумент

Как стало известно на днях, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) дала согласие на увеличение оптовых цен на газ, поставляемый "Газпромом" промышленным производителям, в среднем по России на 19,6 процента - до 1970 рублей за тысячу кубометров. Как ожидается, в 2009 году цены будут проиндексированы дважды: на 13 процентов с января и еще на столько же - с июля. Для населения стоимость газа увеличится на 25 процентов. Значит, неизбежен и рост энерготарифов для всех категорий потребителей.

У газовиков - свои мотивы. Как заявил на днях председатель правления "Газпрома", первый вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков, инвестиционная программа компании пересматриваться не будет. По его словам, значительная ее часть нацелена на решение социальных вопросов, в частности, на газификацию отдаленных населенных пунктов. Не снят с повестки и вопрос увеличения добычи газа, что тоже потребует серьезных вложений. А значит, цена на голубое топливо неизбежно вырастет.

Затраты объективны

Каковы в этой связи перспективы энергокомпаний?

- Проблему мы обсуждали с мая - с момента принятия постановления правительства РФ о ценах на газ на 2009 год. Я не ожидал такого роста, - признается генеральный директор ОАО "Челябэнергосбыт" Вячеслав Середкин. - Для нас это усугубит ситуацию: чем выше темпы роста тарифов, тем больше проблем со сбором платежей потребителей и расчетами с теми, кто производит и транспортирует энергию. Правила оптового рынка очень жесткие. Если не оплатишь вовремя, начисляются пени, штрафы, а могут и вообще отключить. Чтобы выдерживать график, приходится привлекать заемные средства. Сумма кредитов - свыше 500 миллионов рублей при ежемесячных платежах около двух миллиардов.

Реально ли заморозить тарифы на электрическую и тепловую энергию в условиях роста цен на газ?

- Более 50 процентов в стоимости производства энергии составляют расходы на топливо, - говорит руководитель департамента по экономике, управленческому учету и тарифообразованию ТГК-9 Александр Вилесов. - В будущем году цена газа, который является основным видом топлива для тепловых станций ТГК-9 в Уральском регионе, повысится на 19,6 процента, а рост тарифа на тепло для энергоемких металлургических производств планируется Региональной энергетической комиссией в пределах 15 процентов. Таким образом, повышение тарифов на тепло компенсирует только рост затрат на топливо, величина которых от самих энергетиков практически не зависит. В существующих условиях замораживание тарифов невозможно: это приведет к тому, что энергокомпании не смогут покрыть финансовые затраты на производство. Доля тепловой энергии, даже у наиболее энергоемких, а значит, "энергозависимых" предприятий, в цене конечной продукции невелика, и рассчитывать за счет энергетиков компенсировать последствия колебаний цен на мировых рынках вряд ли разумно. Что касается цен на электрическую энергию, которую металлурги, как правило, покупают на оптовом рынке электроэнергии и мощности, - сегодня они сформированы без учета инвестиций в новую генерацию.

Регион под прессом

- Идея заморозить тарифы на электроэнергию на неопределенное время для поддержания платежеспособности потребителя не будет иметь очевидного эффекта, - считает генеральный директор МРСК Урала Алексей Бобров. - По действующему законодательству региональная власть не может повлиять на цену топлива, его транспортировки, размер инвестиций в развитие магистральных электрических сетей ОАО "ФСК ЕЭС", стоимость строительства электростанций и другие факторы, оказывающие значительное влияние на величину тарифа. В случае замораживания цен областными органами тарифного регулирования вся нагрузка ляжет на региональную энергетику - распределительный сетевой комплекс и сбытовые компании, которые отвечают за бесперебойное энергоснабжение потребителей.

В сложившейся ситуации между молотом и наковальней оказались региональные власти: значительный рост тарифов угрожает благополучию реального сектора экономики - основных налогоплательщиков, и без того испытывающих трудности. Сдержать тарифы на уровне субъекта Федерации при возросшей цене на газ - значит обанкротить энергокомпании и поставить под угрозу безопасность региона в целом, да еще накануне зимы. Тем не менее губернатор Челябинской области Петр Сумин дал задание Единому тарифному органу еще раз проанализировать ситуацию и найти хоть какие-то резервы. Однако возможности ЕТО по закону жестко ограничены.

- Региональные факторы в тарифе составляют 15-20 процентов. Львиная доля - цена газа и электроэнергии с оптового рынка, - говорит руководитель ЕТО Челябинской области Сергей Образцов. - В наших полномочиях снизить конечную величину тарифа лишь на 1,5-2 процента. Мы не можем заниматься популизмом и говорить, что стоимость газа вырастет на 25 процентов, а мы свои тарифы заморозим!

Споткнулись на "перекрестке"

В Челябинской области особенно остро встает проблема роста тарифов на коммунальные услуги для населения. До последнего времени власти региона сохраняли перекрестное субсидирование, перекладывая часть нагрузки с граждан на промышленные предприятия. Соседние области отказались от "перекрестки" еще три года назад, как только вышло соответствующее постановление правительства РФ. Однако позиция челябинского губернатора такова: наше население не настолько богато, чтобы платить полную цену. По тем же мотивам сохранялись и другие категории льготников: бюджетные организации, сфера ЖКХ, сельскохозяйственные товаропроизводители.

- Нам едва удалось отстоять сохранение "перекрестки" до конца 2008 года, чтобы не ломать бюджетный процесс, - рассказывает руководитель ЕТО Сергей Образцов. - Но с 2009 года области предстоит перейти на общефедеральное тарифное меню, в котором только две категории потребителей - население и все остальные.

Чтобы выполнить постановление правительства, за 2009-2010 годы перекрестное субсидирование необходимо ликвидировать полностью. По словам Сергея Образцова, тарифы для населения на тепловую энергию придется повышать на 30 процентов ежегодно. Для бюджетных организаций, по решению ФСТ, тариф увеличится не более чем на 70 процентов. Аналогичный высокий рост неизбежен и в сфере ЖКХ, и в сельском хозяйстве. По данным ЕТО, объем перекрестного субсидирования в Челябинской области составил в 2008 году три миллиарда рублей.

Кроме того, Фонд содействия реформированию ЖКХ, из которого регион получает ресурсы на капитальный ремонт жилья, тоже назвал ликвидацию "перекрестки" обязательным условием выделения денег в 2009 году. Речь идет о сумме от полутора до двух миллиардов рублей. Впрочем, областные власти вступили в переговоры с руководством фонда, чтобы еще раз отсрочить выполнение этого жесткого требования.

По словам первого вице-губернатора Владимира Дятлова, в целом в регионе рассчитывают снизить тарифное давление примерно на 600 миллионов рублей: 413 миллионов будет исключено в виде тарифной составляющей, еще на 200 миллионов область надеется сохранить "перекрестку".

Не до жиру, быть бы живу

На совещании с участием первого вице-губернатора Челябинской области Владимира Дятлова все ведущие энергокомпании, работающие в регионе, вынуждены были согласиться с необходимостью максимально сократить инвестиционные планы на 2009 год, что, в свою очередь, должно несколько снизить тарифную нагрузку на потребителя. МРСК Урала подвергнет корректировке до 50 процентов инвестпрограммы. Свои усилия компания направит на реконструкцию и модернизацию действующих сетей. По словам гендиректора Алексея Боброва, из новых объектов будут строиться те, на которые заключены договоры на технологическое присоединение и потребители платят реальные деньги. Это два объекта - в Свердловской области и Пермском крае.

В большинстве территорий УрФО придется отложить до лучших времен и внедрение методики доходности на вложенный капитал, или Regulated Asset Base (RAB). Новую методику тарифного регулирования специалисты считают оптимальным механизмом привлечения инвестиций. Он создает дополнительные гарантии возврата вложенных средств (норма доходности утверждается государством), что увеличивает инвестиционную привлекательность компаний даже в условиях финансового кризиса. В тариф при этом заложены и проценты по кредитам, и плата за использование капитала, а также выручка на протяжении пяти лет.

Однако на начальном этапе внедрение RAB-регулирования приводит к резкому повышению тарифа для потребителей, что в нынешней ситуации неприемлемо. Хотя в перспективе переход на новую методику тарифообразования позволил бы энергокомпаниям уменьшить нагрузку на бизнес путем финансирования инвестиций за счет тарифа на передачу, а не платы за технологическое присоединение. При этом инвестиционные планы энергетиков не подвергались бы значительному секвестированию, что позволило бы устранить инфраструктурные ограничения, повысить системную надежность.

Стратегический вопрос

Конечно, используя административный ресурс, надавить на энергетиков можно. И инвестиционную составляющую принести в жертву кризису проще всего. Но не приведет ли этот шаг к снижению надежности энергоснабжения?

К тому же, как заявили на "круглом столе" в Екатеринбурге представители энергокомпаний, отказаться от реализации многих проектов просто невозможно - в них уже вложены серьезные долгосрочные инвестиции, подготовлена документация, заказано оборудование. Как предупреждают энергетики, замораживание строительства новых объектов может впоследствии негативно отразиться на экономике всего Уральского округа: когда ситуация стабилизируется и начнется новый цикл роста промышленного производства, проблема энергодефицита встанет еще более остро - ввиду высокого износа действующего оборудования.

- В сегодняшних условиях необходимо максимально четко и оперативно определиться с планами развития промышленно-производственных сил Уральского региона на 2009 год, - считает Алексей Бобров. - На их основании будут строиться инвестиционные планы развития электросетевого комплекса Уральского региона на ближайшую перспективу. В условиях кризиса необходимо качественное и ответственное планирование, согласование инвестиционных программ и синхронизация действий властей, промышленности и ключевых субъектов энергетики.

Компетентно

Наталья Порохова, руководитель отдела исследований электроэнергетики Института проблем естественных монополий (Москва):

- Скорее всего, государство вынуждено будет пойти на снижение темпов роста тарифов на услуги естественных монополий, и инфраструктурные компании, как и в 1990-е годы, станут донорами российской экономики.

Майское решение о росте тарифов на услуги естественных монополий на 23-25 процентов в год было неоднозначным. Решение поднять цены на газ на внутреннем рынке до мирового уровня не имело экономического обоснования, а было вызвано желанием сократить внутренний спрос для выполнения экспортных поставок. В то время, при благоприятной экономической конъюнктуре, такое решение прошло относительно спокойно. Сегодня отказ от него станет для естественных монополий более болезненным, ведь тарифные решения уже включены в инвестиционные планы.

Энергетика Свердловская область Урал и Западная Сибирь