20.11.2008 03:00
Экономика

Валентин Роик: Пенсия - это не подарок государства, ее надо зарабатывать

Пенсия - не подарок, ее надо зарабатывать, и задача государства - дать нам такую возможность
Текст:  Валентин Роик (доктор экономических наук, замгендиректора института труда и социального страхования)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4796)
Читать на сайте RG.RU

Пенсия - важнейший источник доходов пожилого населения. При этом она во многом содержит не только материальную компоненту, ее смысл гораздо шире.

Размер пенсии - это не только достаток, он определяет и такие содержательные характеристики, как масштаб реализации социальной справедливости и социальной солидарности при распределении доходов в обществе.

Применительно к пенсионной системе России эти принципы выглядят или до конца неоформленными (ценностные установки весьма рыхлые), или все еще слабо закрепленными в повседневной реальности.

Статья Анатолия Юркова "Слезы на депозите" подтверждает, что до социального согласия по "пенсионному вопросу" еще далеко. Пенсионная система - все еще мачеха для пенсионеров: она непонятная и несправедливая. На пенсию большинству пенсионеров прожить крайне сложно. Известно, что в развитых странах пенсии обеспечивают по крайней мере три, а то и четыре прожиточных минимума пенсионера, а коэффициент замещения после 35-40 лет трудового стажа составляет не менее 50-60 процентов от размера зарплаты. В России уровень пенсий в два-три раза ниже данных стандартов. Он составляет примерно 60 процентов уровня 1990 года.

Две трети пенсионеров получают пенсию либо ниже, либо чуть выше (не более 10 процентов) прожиточного минимума. Если бы некоторые регионы и крупные компании не доплачивали пенсионерам за счет своих ресурсов, то картина выглядела бы еще непригляднее.

Кроме того, устройство самих пенсионных институтов таково, что значительная часть работников НИКОГДА не заработает приемлемую по размеру пенсию. В сельском и лесном хозяйстве, легкой и текстильной промышленности, в бюджетной сфере и культуре, в малом и среднем бизнесе (а это примерно треть всех работающих) объем реально зарабатываемых пенсионных прав не позволит получить пенсии даже в размере прожиточного минимума.

Не намного справедливее и положение высокодоходных работников: у них размер пенсии составляет всего 10, а то и 5 процентов зарплаты перед выходом на пенсию.

Чтобы поправить ситуацию, правительство ввело институт накопительных пенсий. Но при отсутствии эффективных финансовых инструментов сохранения и увеличения капитализируемых средств его результативность для будущих пенсионеров 1967 года рождения и моложе по итогам последних двух лет носит отрицательный характер. Если ситуация на фондовых рынках кардинально не улучшится (а нас, к сожалению, скорее всего, ожидает затяжной кризис), размер накопительной части пенсии к 2023 году (и в последующие 10 лет) составит менее 1 процента от общего размера прогнозируемой пенсии, что выглядит гротеском и дискредитирует всю пенсионную политику государства.

Хотели как лучше

В чем причины сложившейся ситуации? Их несколько.

1.  За семь лет пенсионной реформы так и не завершено формирование всех элементов новой пенсионной системы. В частности, до сих пор не созданы профессиональные пенсионные системы. В итоге примерно шестая часть пенсионного бюджета (примерно 240 млрд рублей в 2008 году) вынужденно направляется на досрочные пенсии работающих во вредных условиях. Но главная проблема для этих работников, что они начиная с 1 января 2003 года не заработали себе ни одного рубля на досрочную пенсию.

2.  В последние восемь лет произошел фактический отказ от многих страховых механизмов. В 2001 году страховые взносы заменили единым социальным налогом, что исказило саму экономическую природу страхования.

Вводя ЕСН, власти декларировали это необходимостью вывода зарплаты из тени и повышения собираемости страховых взносов. Но этого не случилось. В 2005-2007 годах доля официально регистрируемой заработной платы осталась на прежнем уровне - 23-24 процента ВВП, что и в 2003-2004 годах.

3.  Снижение ЕСН в 2005 году еще больше подорвало финансовое состояние пенсионной системы. Сумма потерь составила примерно четвертую часть бюджета Пенсионного фонда России. К 2020 году, по прогнозам, дефицит станет еще больше - треть бюджета ПФР, или от 2- 2,5 процента ВВП.

4.  Неоправданно завышенное изъятие ресурсов на накопительную пенсию тоже повлияло на возможности финансирования текущих пенсий. Фактически реформа 2002 года произошла за счет нынешних пенсионеров.

5.  Крайне низкий уровень зарплаты у большей части работающих, недопустимая ее дифференциация, значительные по масштабу теневые выплаты также крайне угнетающе воздействуют на формирование пенсионных прав работников.

Все эти "перекосы" до сих пор не устранены. Несмотря на некоторый рост абсолютных размеров пенсий (в 2008 году средний размер пенсии составит 115 процентов прожиточного минимума), вряд ли существующий уровень пенсий можно считать приемлемым. Что касается относительного уровня пенсий (их отношения к уровню заработной платы), то коэффициент замещения снижается, и его величина (всего 24 процента), постыдно малая для цивилизованной страны, понизится к 2020 году до 15 процентов.

Что дальше?

Минздравсоцразвития России подготовил пакет предложений по совершенствованию пенсионной системы. К 2020 году средний размер трудовой пенсии по старости должен вырасти до 2,5 прожиточного минимума. Для молодежи, начавшей трудиться после 2001 года, в условиях нового пенсионного законодательства трудовая пенсия поднимется до 40 процентов от зарплаты. Уже с 2010 года ЕСН предполагается отменить, вернувшись к прежней модели уплаты страховых взносов, причем величина платежей в пенсионную систему возрастет.

Вне всякого сомнения, эти предложения логичны и позволят отчасти поправить положение дел. В то же время переломить кардинально ситуацию и сформировать основы для формирования финансово-самодостаточного института обязательного пенсионного страхования они не смогут.

Опыт экономически развитых стран показывает, что финансовое участие работников в своем пенсионном страховании дает возможность эффективно сформировать подлинно страховую природу пенсионного обеспечения. У нас же привлечение работников со средней и высокой зарплатой к обязательному участию в пенсионном страховании пока даже не планируется.

В подавляющем большинстве стран Западной Европы уже установилась практика - примерно одну треть от взносов, или около 6-8 процентов зарплаты работники вносят сами. Работодатели выплачивают в пользу работников еще 2/3 взносов - 16-18 процентов от величины зар платы. Таким образом, в совокупности величина взносов составляет от пятой до четвертой части заработной платы работников. При этом, начиная с размера, превышающего среднюю зарплату в 1,3-1,5 раза, страховые взносы обычно не взимаются.

Кроме того, в предложениях минздравсоцразвития по-прежнему отсутствуют предложения по формированию пенсионных профсистем.

Проведенные в последние годы реформы пенсионной и налоговой систем не позволили преодолеть системный кризис государственного пенсионного обеспечения. Выходом из создавшейся ситуации может быть формирование института обязательного социального пенсионного страхования и государственной программы мер по совершенствованию системы заработной платы.

Пора понять: пенсия - это не подарок государства. От государства ее должны получать только те, для которых государство является работодателем, например военнослужащие. Плюс те, кто вообще не смог заработать себе на пенсию. Но эта социальная пенсия должна выплачиваться не из пенсионного фонда, а из государственного бюджета, причем в значительно меньших размерах, чем средняя трудовая пенсия, и с более позднего возраста.

Пенсии и пособия