21.11.2008 02:00
Экономика

Югорские власти привлекают бизнес к развитию новых отраслей экономики

Власти автономии привлекают бизнес к развитию новых отраслей экономики
Текст:  Андрей Фатеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4797)
Читать на сайте RG.RU

Ведущая нефтяная провинция России продолжила череду международных инвестиционных форумов. Ханты-Мансийск наряду с Санкт-Петербургом и Сочи в последние годы определяет тот самый климат в нашей стране, что так притягивает к нам иностранцев с деньгами. И помешать ему в этом не могут ни мировой финансовый кризис, ни вселенская непогода.

На проекты не скупились

В Югре собралось около пятисот участников из полутора десятков российских регионов, Великобритании, Германии, Канады, Франции, Швейцарии. Форум в Ханты-Мансийске полностью оправдал прогнозы организаторов: с инвесторами подписано соглашений на 30 миллиардов рублей.

Не меньше денег принесет округу и проект по созданию в России принципиально новых нефтегазохимических производств, рассчитанных на выпуск современных синтетических волокон, и по выводу из прорыва отечественной текстильной промышленности, который намерены реализовывать совместно с Ивановской областью. К слову, у этого межрегионального проекта уже есть потенциальный инвестор - Indorama Group. Алок Лохия, глава Indorama, заверил, что его компания уже через пять лет готова производить у нас полиэстер, который является самым потребляемым волокном в промышленности, а по качеству не уступает хлопку.

- Но, несмотря на тревожную ситуацию, мы не только реализуем те соглашения, которые были достигнуты на предыдущих форумах и в промежутке между ними, успешно двигаясь вперед, но и подписываем новые. Да, мы не можем пока оценить масштабы, глубину кризиса. Но совершенно очевидно: рано или поздно он закончится. Хорошо бы, через год или полтора, но и это время мы должны жить, и жить таким образом, чтобы во всеоружии встретить посткризисную пору, когда экономика начнет весьма динамично подниматься, - считает глава региона Александр Филипенко.

Речи о глобальном кризисе звучали на пленарных заседаниях и "круглых столах", на съезде строителей и жилищно-строительной конференции, на специализированной выставке "Инновации и инвестиции-2008", во время road-show российских технопарков и интерактивной сессии по инновациям. Но все эти речи непременно заканчивались позитивом. Инвесторы заряжались в Югре оптимизмом, наполненным запахом "черного золота". Автономный округ, равный по площади Украине или Франции, добывает нефти больше, чем США или Иран с Арабскими Эмиратами, вместе взятые. Впрочем, даже если убрать из экономики северной автономии все, что связано с ТЭКом, то и оставшихся процентов с лихвой хватит на нормальный среднестатистический регион России.

Не нефтью единой

Губернатор тем временем ставит амбициозную задачу: к 2020 году снизить долю нефти в экономике округа почти вдвое - до 48 процентов.

Дело в том, что нынешняя зависимость от мировой конъюнктуры ставит территорию в весьма шаткое положение. Как известно, на одной ноге стоять неудобно. Ослабив зависимость от "черного золота", Югра, по убеждению Александра Филипенко, прочно встанет на вторую ногу. Причем произойдет это не путем сокращения добычи, а за счет усложнения экономики, развития параллельных отраслей.

Вот и нынче на форуме презентовали целый ряд амбициозных проектов, предусматривающих строительство завода дорожного битума в Нижневартовске, запуск ионного ядерного ускорителя в окружном онкологическом центре. Компания "ЭЛКАП" при поддержке правительства округа готовит к пуску цементный завод в Сургуте.

На август намечен пуск первой в мире линии струнного транспорта Юницкого. Экспериментальная воздушная трасса в Ханты-Мансийске свяжет экспоцентр со студгородком. "Югра-плит" к следующему лету введет в Советском первую очередь завода древесно-стружечных плит на 150 тысяч кубометров. Финская Metso Panelboard Oy уже отгрузила необходимое оборудование, недели через две обещают начать монтаж. В не столь отдаленной перспективе завод практически удвоит свои мощности, а по соседству вырастут производства смол, клеев, OSB-плит.

Ждут своего часа интереснейшие проекты по освоению Приполярного Урала, развитию неф тегазохимии. В ближайшие десять лет энергосистема Югры, не имеющая аналогов в России, рассчитывает удвоить свои генерирующие мощности. Уже есть договоренности с потенциальными инвесторами и крупнейшими международными банками.

Только так, шаг за шагом, можно к 2020 году довести долю альтернативных отраслей промышленности в автономии с нынешних 15 до 50-55 процентов. В переводе на натуральные цифры это около двух триллионов рублей. Больше, чем дают сегодня стране две столицы - Москва и Санкт-Петербург.

Чем больше, тем лучше

Программы социально-экономического развития северной автономии до 2020 года настолько огромны, что собственных средств даже такой мощной экономики, как югорская, просто не хватает.

Те 400 миллиардов рублей, что Югра ежегодно пускает в дело, лишь капля в море. Для того чтобы динамично развиваться, необходимо привлекать и стабильно осваивать еще хотя бы по 200 миллиардов. При этом власти округа не устают повторять: "Мы не просим у инвесторов денег, мы предлагаем им прилично заработать".

Причем заработать не только на нефти с лесом, но и на югорских алмазах, золоте, кварце, всевозможных рудах, рыбе, дикоросах, туризме, гостиничном бизнесе и транспортной логистике.

Все это не пустые слова. Практически без копейки федеральных средств автономия в кратчайшие сроки среди нехоженой тайги и болот - от западной границы округа до восточной - проложила стержневую часть широтной автострады Пермь - Ханты-Мансийск - Томск. С берега на берег полноводных Оби и Иртыша перекинуты красавцы мосты. Как только томичи и свердловчане завершат свои отрезки пути, расстояние из Европы в Азию сократится на 750 километров.

Корпорация "Урал промышленный - Урал Полярный" завершает проектирование стальной магистрали вдоль восточного хребта, до самого Ямала. А власти автономии наметили начало реализации еще более глобального проекта - строительство Северо-Сибирской железной дороги, которая пройдет через Ханты-Мансийск, параллельно Транссибу.

Сокращение затрат "на колесе" заметно повышает конкурентоспособность большинства еще только планируемых производств. Транспортные коридоры сразу же переводят в разряд инвестиционно привлекательных запасы нефти и твердых полезных ископаемых.

Интерес к таежному краю с каждым годом только нарастает. А потому губернатор уверенно приглашает инвесторов со всего мира на "Югру-2009". До ее открытия остается ровно год.

Макроэкономика ХМАО Урал и Западная Сибирь