Главной темой первого президентского Послания Дмитрия Медведева стала реализация Конституции Российской Федерации.
Приверженность конституционным ценностям, по мнению главы государства, это не модная риторика. "Заявленные Конституцией цели, ценности и механизмы доказали свою состоятельность. Помогли нашему обществу преодолеть трудности и выйти на путь устойчивого развития".
Наша Конституция гарантирует постоянную социальную защиту, а значит, нужны такие средства и формы реализации конституционных норм, которые бы исключали возможность их неисполнения. Дело в том, что о правах человека можно говорить сколько угодно, и это нисколько не повлияет на реальную жизнь, если они не находят четкого юридического воплощения в строгих юридических формулах, которые "автоматически" обеспечивают определенный результат, чтобы никакой чиновник не мог помешать его наступлению. И здесь президент Д. Медведев еще раз продемонстрировал свою блестящую юридическую подготовку: "Конституция утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и отечества, единство многонационального народа - не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. То есть придает им практическую силу и поддерживает всеми ресурсами государства... Любая деятельность государства должна быть направлена на защиту человека, его прав и свобод". Теперь следующий этап - создание соответствующих законов. Справится с этим нынешний состав законодателей?
В Афинском государстве был интересный опыт, когда законодатели несли ответственность за последствия его реализации. Почему же у нас спустя несколько веков недостаточно мер ответственности законодателя? Право является таким социальным феноменом, который человечество выстрадало на протяжении своего развития в качестве регулятора распределения социальных благ. Когда же законодатель, не учитывая закономерности функционирования и развития права, принимает законы - это создает иллюзию реальности права. Потом это тиражируется в региональных законах и ведомственных нормативных актах. Все это ведет к инфляции права.
Вспоминая древних, заметим, что упрек Сократа, адресованный Периклу, состоит не в том, что его грандиозные предприятия потерпели неудачу впоследствии, а в том, что своими величественными проектами он уже при жизни вскружил голову афинянам и обесценил гражданские добродетели. В этой связи меры по повышению уровня и качества народного представительства во власти, ротации руководящего партийного аппарата, создания атмосферы "невыгодности" коррупционного поведения и др. своевременны и необходимы. Повышение требовательности к кадровому составу государственных и муниципальных служащих - это прежде всего их реальная ответственность за качество и результаты работы. Критерием оценки работы для законодателя должно стать не количество законов, а последствия их реализации. Это обязательный ингредиент формулы права.
"Гуманизация закона и порядка его применения", по мнению Д.А. Медведева, основной смысл правовой политики государства "в праве следует видеть условие истинно человеческого существования". Действительно, наказание и неотвратимость ответственности - не самоцель, это прежде всего исправление и перевоспитание правонарушителей. Надеюсь, что предлагаемые меры по обеспечению независимости, честности и информационной открытости судебной деятельности будут способствовать формированию уважения к праву, повысят степень доверия граждан к власти. Но "судам следует более взвешенно относиться к избранию мер пресечения в виде ареста и к назначению наказаний, связанных с изоляцией от общества. В то же время правоохранительная и судебная системы должны обеспечивать действенную защиту прав и интересов лиц, пострадавших от совершенных преступлений". Цена ошибок судьи - человеческая судьба, поэтому важно создать механизмы защиты от них со значительным запасом прочности. Здесь не должно быть мелочей. Задача судьи - восстановить справедливость, принять меры по возмещению ущерба, помочь оступившимся и раскаявшимся. Это сложно, но вся правоохранительная система должна действовать в унисон с судьей. Поэтому, по нашему мнению, нужны новые индикаторы качества и эффективности работы. На первый взгляд гуманизация закона находится только в руках правоприменителей (судей, государственных служащих). Однако представляется, что президент имел в виду более широкий подход к гуманизации, когда позитивные изменения должны наступить не только в сознании чиновников, но и в сознании всех граждан, которые также должны проявить ответственный, справедливый и учитывающий интересы других лиц подход при реализации своих прав и выполнении обязанностей.
Интересна в этом плане инициатива одной страховой компании, предложившей программу "страхование позитива на свободе". Суть программы состоит в том, что человек в возрасте до 21 года, вышедший из мест лишения свободы, уплачивает ежегодный страховой взнос в размере 3 тыс. рублей, и если в течение пяти лет он не совершит повторного преступления, то получит от страховой компании 200 тысяч рублей. Экономическая выгода здесь принесена в ущерб социальной направленности, что стоит не только приветствовать, но и поощрять. Это реальный показатель уровня правовой культуры общества.
Президент прав и в том, что "какие бы идеальные законы и стратегии ни принимались на основе Конституции, реализация заложенного в них смысла зависит от конкретных людей". Для этого они должны быть уверены в незыблемости конституционных ценностей.
Еще раз подчеркнем, задача создать такой механизм реализации конституционных ценностей, который бы работал "автоматически". Формула "права человека" - "обязанности государства" - "меры защиты, гарантий и ответственности" должна опираться на конституционное мировоззрение граждан и обеспечивать в конечном счете достижение общего блага.
Таким образом, максимальное использование потенциала Конституции является условием прогрессивного стабильного развития общества. И президент РФ как гарант Конституции обязан использовать все возможности своего высокого статуса для этого. Но формула такова, что только вместе власть и общество могут добиться успеха.