Разброд и шатания. Так в двух словах можно определить состояние, в котором находятся французские социалисты после голосования по вопросу о партийном лидере.
В ходе его первого тура из борьбы выбыл один из трех претендентов - представитель левого крыла и евродепутат Бенуа Амон. Он сразу призвал своих сторонников отдать голоса мэру Лилля Мартин Обри. 58-летняя дочь бывшего руководителя Еврокомиссии Жака Делора была ему явно "идейно" ближе, чем экс-кандидат в президенты Сеголен Руаяль, также прошедшая во второй тур.
Результаты второго тура, которые, казалось, должны были поставить точку в схватке за власть среди социалистов, лишь усугубили кризис. С отрывом всего в 42 голоса из 137 тысяч (это 58,9 процента от общего числа членов партии) первой к финишной ленточке пришла Мартин Обри - она набрала 50,02 процента голосов. У Сеголен Руаяль - 49,98 процента.
Реакция Сеголен на столь незначительную разницу была молниеносной. Она сразу же оспорила итоги голосования, а из ее лагеря на головы соратников Мартин Обри обрушился шквал обвинений в том, что они - "мошенники и воры", которые "украли у Руаяль победу". Более того, адвокат Сеголен Жан-Пьер Миньяр вообще потребовал провести новое голосование, которое "не будет запятнано нарушениями".
Мартин Обри ответила на это резким отказом. В свою очередь экс-гражданский муж Руаяль и пока действующий первый секретарь соцпартии Франсуа Олланд, который, кстати, не числится среди ее сторонников, заявил, что результаты голосования, так же как и предложение адвоката Руаяль, будут рассмотрены в ближайший вторник на национальном совете партии. Там же и примут решение.
Надо сказать, что в среде социалистов Сеголен никого не оставляет равнодушным: ее или почти обожествляют, сравнивая с Жанной д Арк, или на дух не переносят. Недаром на прошедшем недавно съезде соцпартии, который так и не смог определиться с преемником Франсуа Олланду, многие партийные иерархи, а среди них такие известные фигуры, как экс-премьеры Лионель Жоспен и Лоран Фабиус, объединились. Ими был создан фронт, который здесь получил название "кто угодно, но не Руаяль".
Многим претит ее популизм, торжественная, "миссионерская" манера обращаться к публике, а также готовность к компромиссу с центристами. Ее также обвиняют в намерении захватить "господствующие высоты" в партии, чтобы в 2012 году еще раз побороться за Елисейский дворец.
В понедельник созданная в срочном порядке комиссия, в которую входят представители как "руаялистов", так и "обристов", рассмотрит обоюдные претензии, связанные с неполадками в подсчете голосов, что, как многие считают, лишь приведет к новым идейным столкновениям.
Между тем
Французы же, кто с большим сожалением, а кто со злорадством, со стороны наблюдают за этой социалистической разборкой. Многие политологи сходятся во мнении, что "битва роз", развернувшаяся на их глазах, может привести не только к ослаблению позиций левой оппозиционной партии, но и к ее расколу. А это значит, что шансы левых сил составить серьезную конкуренцию Николя Саркози на следующих президентских выборах резко пойдут вниз.