Вчера в Москве прошел съезд "Патриотов России" - они пополнили свои ряды, присоединив к себе "Партию мира и единства", возглавляемую Сажи Умалатовой.
"Наш восьмой съезд завершил процесс формирования новой конфигурации партийно-политической системы - в стране осталось семь зарегистрированных партий", - гордо заявил лидер "Патриотов России" Геннадий Семигин.
И действительно, за исключением четырех парламентских партий ("Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия") и двух демократических - "Правое дело" и "Яблоко", "Патриоты России" теперь действительно последняя, седьмая партия. Хотя, конечно, процесс реорганизации займет некоторое время. "Российская политическая "Партия мира и единства" присоединяется к "патриотам", а это значит, что именно сторонникам Семигина предстоит оплачивать долги новых союзников. "Да, безусловно, оплатим, мне кажется, там где-то 5-7 миллионов рублей", - подтвердил Геннадий Семигин. Сумма, особенно по сравнению с долгами других партий, невелика, но ведь "Партия мира и единства" была снята с федеральной гонки в Думу и на выборах 2003 года, и на выборах 2007 года.
Обе партии играют на одном и том же поле - умеренных левоцентристов, очень конструктивной опп озиции, обе поддерживают курс президента.
Правда, тут у "патриотов" есть своя изюминка: несколько лет назад они завели свое народное правительство, и потому курс Белого дома решительно критикуют. Так, по итогам съезда семигинцы приняли свой пакет антикризисных мер, которые собираются послать и президенту, и правительству, и в Думу, и в Совет Федерации, и даже в Общественную палату. Сам Семигин в отчетном докладе напомнил соратникам о том, что "патриоты" о возможном кризисе предупреждали еще год назад, и вот прогноз сбылся, хотя, по его словам, "партия "Патриоты России" и народное правительство не претендовали на славу Нострадамуса".
Когда же Геннадия Семигина спросили, зачем им объединяться, он не колебался долго: "Мы стоим на одинаковых позициях, а кроме того, это увеличение членской базы". По его данным, в "Партии мира и единства" до 100 тыс. членов, а у "патриотов" 87 тыс. в 80 регионах. В координационный совет "патриотов" войдут десять человек от "мира и единства", а в центральный совет - трое, вместе с Умалатовой.
Сажи Умалатова, всегда одевающаяся на съезды как на праздник, на сей раз защищала необходимость присоединения в черном кружеве: "Двенадцать лет я спасала эту партию в полном смысле этого слова, такое преследование мало кто ощутил на себе. Очень трудно мы принимали это решение, но я очень надеюсь, что наше объединение принесет только пользу". Ее партия собиралась накануне, в субботу, чтобы принять решение о реорганизации путем присоединения.
Конечно, обе партии объединяет и еще один фактор - печальная судьба непарламентариев. Хотя у Семигина и есть шесть фракций в законодательных собраниях, но нет представительства на федеральном уровне, так что понятно, почему все их основные инициативы касались расширения прав именно таких партий. Например, восстановить государственное финансирование для всех зарегистрированных политических партий (а не только для думских), или восстановить смешанную систему выборов в Думу (не только по партийным спискам, а половину депутатов выбирать по одномандатным округам), или отменить сбор подписей для участия в выборах, или свободный бесплатный доступ в СМИ во время кампании. Все эти инициативы весьма живо принимались залом, и после доклада мандатной комиссии стало понятно, почему: из 80 делегатов 42 раньше избирались в представительные органы власти разных уровней.
Геннадий Семигин, общаясь с журналистами, неосторожно признал, что считал бы оптимальным семь-шесть политических партий, и его, естественно, тут же спросили о возможных союзниках. Оказалось, что сливаться с эсерами "патриоты" не спешат, а с "КПРФ у нас нейтральные отношения - они критикуют нас, мы их, но отношения вполне цивилизованные". Видимо, с тех пор, как Семигин в 2004 году покинул КПРФ, он не следил за тамошней партийной жизнью, а в Компартии Зюганова лучше получить кличку неотроцкиста, чем быть обвиненным в "семигинщине".
Кстати
В минувшую пятницу в Москве прошел съезд Российской экологической партии "Зеленые", которая пришла к выводу, что готова преобразоваться в движение. Ее активисты как индивидуальные члены вступят в "Справедливую Россию". Именно это решение и позволило Семигину говорить о семипартийности.