Не так часто правительство уделяет внимание высоким технологиям. А уж в нынешних условиях - это и вовсе роскошь. Но все же случилось, и в Белом доме решали, как поддержать ИТ-отрасль и СМИ.
До 5 декабря кабинет министров должен определиться с дополнительными мерами по поддержке реального сектора экономики в условиях мирового финансового кризиса. "Нами принят план мер, он будет дополняться", - сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов, подарив тем самым надежду ИТ-отрасли и медиаиндустрии. Ведь, по его словам, цели господдержки просты - "добиться главного, чтобы они стали более современными, основанными на новых технологиях".
Ведомства уже выстроились в очередь, наперебой предлагая курируемые отрасли в качестве претендентов на господдержку. Среди них и строительный сектор, который все последние годы рос потрясающими темпами, выведя Москву на первые позиции рейтинга самых дорогих городов мира в части недвижимости. И банковский сектор, выдававший валютные кредиты под проценты, которые исчислялись двузначными цифрами. И нефтяная отрасль, которая почивала на зашкаливающих ценах на нефть и бензин. И сельхозпроизводители, и даже крупные торговые сети. Пожалуй, и не осталось в стране тех, кто не обратился за господдержкой.
Но как оказалось, есть и такие. На заседании правительственной комиссии по транспорту и связи, которое провел на днях вице-премьер Сергей Иванов, по словам правительственного источника, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев призвал поддержать ИТ-отрасль. Правда, в качестве господдержки предложил использовать средства созданного год назад венчурного фонда "Росинфокоминвест" без проведения дополнительной эмиссии. При этом, как заметил источник, глава минкомсвязи считает, что необходимо снизить планку финансирования инновационных ИТ-проектов со 100 до 50 миллионов рублей, чтобы появилась возможность оказать поддержку большему количеству компаний.
На этом инициативы ведомства не закончились. Чиновники минкомсвязи убеждали, что доля расходов на оплату труда в ИТ-компаниях может достигать 80 процентов, следовательно, речь надо вести о снижении налоговой нагрузки на фонд заработной платы для ИТ-отрасли. По их мнению, существенную поддержку отрасли могло бы оказать распространение на сферы ИТ пятилетнего переходного периода, в течение которого увеличение тарифов страховых взносов будет компенсировано.
Собственно о пятилетнем переходном периоде говорил премьер-министр Владимир Путин, объявляя о том, по какому пути пойдет пенсионная реформа, когда единый социальный налог (ЕСН) будет заменен страховыми взносами, взнос на обязательное пенсионное страхование будет взиматься по единой ставке 26% до уровня годовой зарплаты 415 тысяч рублей. Тогда он поручил минфину и главному экономическому ведомству (минэкономразвития) "подумать над этим и представить соответствующие предложения".
В министерствах, судя по всему, задумались надолго. Ведь до настоящего времени так и не определены параметры и механизм пятилетнего переходного периода. Хотя премьер достаточно четко дал понять, что "для организаций, которые сегодня используют специальные налоговые режимы, увеличение тарифов страховых взносов будет компенсироваться за счет федерального бюджета". Речь, по его словам, идет о предприятиях малого бизнеса, работающих в высокотехнологичных секторах экономики, а также сельхозпроизводителях. За такой срок эти отрасли, предприятия должны будут адаптироваться к новой системе.
Путин признавал, что принятые решения непростые и очень ответственные: и для государства, и для работодателей, и для граждан.
Впрочем, еще тогда премьер обнадежил российский ИТ-сектор, ведь четыре года назад он сам был сторонником снижения Единого социального налога для предприятий, работающих в сфере высоких технологий, несмотря на то, что ставка налога была уменьшена для всех. "В целом снижение ЕСН значительное, но для IT-предприятий, работающих в сфере высоких технологий, может быть, даже недостаточно", - сказал тогда президент Путин, рекомендуя правительству пойти на решение по дальнейшему серьезному снижению ЕСН для предприятий, работающих в высокотехнологичных сферах.
Но не случилось. Теперь ему предстоит лично воплотить в жизнь собственные пожелания. "Российская система налогообложения рассчитана прежде всего на сырьевые компании, где основная доля в производственном процессе приходится на "скважину", доля труда же в них гораздо ниже. В высокотехнологичных отраслях все иначе - из производственного инвентаря в компаниях зачастую только компьютеры, а конечный продукт целиком является результатом интеллектуальной деятельности, - замечает эксперт. - Тут-то и прочувствуешь в полной мере, каковы отчисления ЕСН с зарплаты многочисленным программистам и разработчикам".
Поэтому увеличение страховых взносов, по мнению аналитиков, явно не будет способствовать уходу от сырьевой экономики и вновь возведет барьер на пути продвижения в областях, связанных с интеллектуальным трудом и высокотехнологичным производством.
Впрочем, это уже не первая попытка минкомсвязи "защитить" ИТ-отрасль.
Буквально месяц назад министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев отстаивал предложения по поддержке экспортеров, уменьшении налога на прибыль, а также снижении ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование и комплектующие, необходимые для производства высокотехнологичных товаров в России, аналоги которых не производятся в стране.
На днях Владимир Путин озвучил налоговые новации (снижение налога на прибыль, налога на малый бизнес, повышение амортизационной премии на 30%), которые позволили сбалансировать большую часть из налоговой нагрузки, образовавшейся в ходе замены ЕСН страховыми выплатами. И министр Щеголев мог праздновать маленькую победу, ведь в правительственном пакете были и его предложения. Хотя выпадающие доходы федерального бюджета из-за снижения налогов составят 556 млрд рублей, или 1,1% ВВП.
Но правительство обещало еще в апреле 2009 года вернуться к рассмотрению возможности изменения ряда ключевых налогов, в частности, вопросу снижения ставки налога на добавленную стоимость (НДС). Возможно, поэтому Щеголев, не дожидаясь, предложил наименее затратные для бюджета варианты господдержки ИТ-отрасли.
Ведь с российскими специалистами в области высоких технологий участники мирового IT-рынка ассоциируют самые неожиданные и перспективные инновации. Уже не первый год не только модно, но и выгодно импортировать программистов из России. Участники ИТ-рынка убеждены, что снижение налогообложения для компаний позволит им успешнее конкурировать на мировом рынке с производителями других стран с более низким уровнем налогообложения. Речь идет в первую очередь об Индии и Китае. И российское правительство в ближайшее время должно ответить на вопрос: нужны ли стране высокие технологии?