25.11.2008 03:10
Экономика

Андрей Крайний: Рыбаки начали сообщать инспекторам о появлении на реке браконьеров

Текст:  Михаил Чкаников
Российская газета - Экономика: №0 (4798)
Читать на сайте RG.RU

Со следующего года должна вступить в действие пятилетняя федеральная целевая программа по развитию рыбохозяйственного комплекса. Но реформы в отечественном рыболовстве начались примерно год назад, когда парламент принял революционные поправки к Закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". По сути, получился совершенно новый документ. Чтобы он заработал в полной мере, правительство выпустило 27 "рыбных" постановлений - это абсолютный рекорд. Говорят, предыдущий установил Серго Орджоникидзе в 1932 году - 25 постановлений по тяжелому машиностроению, которые дали старт "индустриализации всей страны".

Произойдут ли в рыболовстве сравнимые по масштабам изменения? Чего практически удалось добиться за год? Как сегодняшние проблемы в финансовой сфере влияют на перспективы развития отрасли? Не станет ли меньше рыбы на прилавках? Корреспондент "РГ" задал эти вопросы руководителю Росрыболовства Андрею Крайнему.

Андрей Анатольевич, давайте подведем итоги года. Чего удалось добиться? Какой результат самый значимый и одновременно самый понятный для потребителя рыбы?

С 1 января 2009 года сначала законодатели в поправках к закону о рыболовстве, а затем правительство своим постановлением ввели обязательную доставку уловов из российской двухсотмильной экономической зоны на таможенную территорию РФ. Все последние годы рыбаки на законном основании могли, не заходя в родной порт, прямо из района лова транспортировать рыбу на экспорт. Понятно, что из-за этого ее ни в море, ни на российском берегу не прибавлялось.

Теперь значительный объем рыбы поступит в наши порты. Пусть пока только для таможенного оформления. Но это уже заметная прибавка работы, а значит, и доходов, для докеров, в первую очередь на Дальнем Востоке.

К тому же мы уверены, что многие рыбопромышленники примут решение расширить поставки на российский рынок, раз уж им придется заходить в свои порты. А это даст не только рост конкуренции на прилавках. Появятся новые рабочие места на перевалке, переработке, транспортировке, в торговле. Есть такая формула - один человек в море дает работу семерым на берегу. Так что решение это очень важное, особенно в условиях мирового финансового кризиса.

Хотя сегодня слышны голоса, которые призывают подождать с введением этой статьи закона в действие еще несколько лет. Мотивируют тем, что наш берег инфраструктурно и организационно не готов к встрече со всей российской рыбой.

Однако мы ничего отменять и переносить не намерены - это абсолютно принципиальная позиция правительства и парламента. Соответствующая поправка в закон была принята год назад, мы специально дали время на подготовку портов к встрече с рыбой. И отступать теперь не будем.

К слову сказать, губернатор Приморья Сергей Дарькин заявил недавно, что порты края готовы работать 24 часа в сутки, чтобы оформить, перегрузить и отправить все необходимое количество рыбы. Нам известно, что готов к увеличению объемов рыбы в портах и Мурманск. А эти регионы для нас главные - там к причалам подведены железные дороги. Готовы Питер, Калининград, Сахалин.

Единственное опасение существует, что контролирующие органы в портах могут, руководствуясь своими ведомственными инструкциями, недостаточно быстро оформлять груженые рыбой суда. (Хотя для подготовки был целый год.) Сбои, конечно, неизбежны. Наверное, первое время судам придется ждать в очереди. Но мы планируем в ближайшее время встретиться с коллегами из этих ведомств. И, думаю, проблема будет решена. Планируется даже селекторное совещание на эту тему.

Кстати, в начале этого года активно обсуждался вопрос о непозволительно долгом оформлении судов при заходе и выходе из наших портов. Вышло постановление правительства. Как обстоят дела сейчас?

Мы проводим мониторинг количества заходов в порты и сроков их оформления ежемесячно. Сейчас в 97 процентах случаев контролирующие органы укладываются в сроки, которые обозначены в постановлении правительства: не больше трех часов ожидания судна на рейде, не больше трех часов на контрольные мероприятия.

Когда мы готовили это постановление правительства, прекрасно понимали, что оно сразу, в один день не заработает. Но теперь прошло время, механизм притерся, и результат - налицо.

Рыбопромышленные компании жалуются на дороговизну железнодорожных перевозок с Дальнего Востока в европейскую часть страны, к потребителям. Не получится ли так, что вся рыба после таможенного оформления так же будет отправляться на экспорт? И российские потребители в итоге ничего не выиграют?

Мы участвовали в подготовке программы стимулирования спроса на рыбу на российском рынке и развития береговой переработки. Сейчас минэкономразвития внесло ее в правительство. Там есть и пункт, посвященный снижению тарифов на перевозки, - их, конечно, нужно снижать. Однако когда мы начинаем разбираться, получается, что в разговорах о недоступности Дальнего Востока много мифов и "страшилок". Например, летом этого года я с удивлением обнаружил норвежскую семгу в продаже в Петропавловске-Камчатском - лососевой столице России. Искусственно выращенная в Норвегии рыба по своим пищевым, вкусовым качествам не идет ни в какое сравнение с дальневосточной - наш лосось гораздо вкуснее и ценнее и при этом стоит дешевле.

Однако важно другое: компании-импортеры, которым никто не собирается делать какие-либо преференции, умудрились с норвежской семгой дойти до Петропавловска-Камчатского, перевалив за Уральский Камень, пройдя по Сибири. Значит, и в обратном направлении продвижение рыбы возможно.

И вот еще на что хочу обратить внимание. Норвежская семга в Петропавловске-Камчатском выглядит значительно приличнее нашего лосося. А стоит не намного дороже. И порезана на стейки, чтобы хозяйкам было удобно ее готовить. Так что нашим переработчикам есть чему поучиться.

В этом году Росрыболовство наделило камчатских рыбаков лососевыми промысловыми участками на 20 лет. А сейчас заканчивается процесс распределения десятилетних квот на вылов рыбы. И в том, и в другом случае часть предприятий осталась "за бортом" бизнеса. Не станет ли из-за этого меньше рыбы на прилавках?

Хочу сразу пояснить, кого комиссия не допустила к распределению квот. Прежде всего это рантье, которые не имеют флота и до сих пор просто сдавали в аренду свои доли. Кроме того, это компании-банкроты, злостные нарушители, не погасившие штрафы, и крупные должники налоговой службы.

По формальным признакам мы обязаны были допустить к распределению те компании, у которых в графе "вылов за предыдущие четыре года" либо нули, либо что-то вроде десяти процентов доли. Но им тоже доли квоты не видать.

В бизнесе должны остаться действительно состоятельные компании. Их доли квот станут крупнее, в результате повысится экономическая эффективность промысла. Уже сейчас в отрасли началась консолидация активов, о необходимости которой говорят и сами рыбаки, и руководство страны. Горизонт планирования компаний увеличивается вдвое. Это позволяет бизнесу делать серьезные инвестиции. Так что рабочих мест в рыбной промышленности и рыбы на прилавках меньше не станет.

Что касается наделения лососевыми рыбопромысловыми участками на 20 лет, то эта мера уже привела к положительным результатам. Во-первых, горизонт планирования у бизнеса увеличился в 20 раз. И сейчас, при ограниченном доступе к кредитным ресурсам, люди завозят и монтируют новое оборудование перерабатывающих фабрик. Кроме того, мы наблюдаем трогательное единение рыбаков и рыбинспекторов: промысловики звонят в территориальное управление и сообщают о появлении на реке браконьеров. Такого никогда не было. К тому же они уже готовы скидываться на оплату патрулирования их участков на вертолете.

В общем, в следующем году мы планируем не сокращение, а рост уловов.

Мировой финансовый кризис может скорректировать этот прогноз?

Конечно, при существующем проникновении нашей экономики в мировую мы не сможем полностью "закрыться" от проблем на финансовых рынках. Наверное, у нас ситуация мягче, чем в других странах. Тем не менее предприятиям нашей отрасли стало значительно труднее привлекать кредиты. Банки или вообще перестали их выдавать, или подняли ставки по кредитам. Но в то же время те три банка, с которыми у Росрыболовства заключены соглашения о сотрудничестве (Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк), заявляют о готовности кредитовать рыбаков. Прежде мы договорились с ними об открытии кредитных линий - по 50 миллиардов рублей каждой. Сегодня пытаемся понять, сколько денег нам нужно на каждый рыбохозяйственный бассейн или на область, чтобы представить руководству банков комплексные заявки на кредиты.

А потом у российских рыбаков нет ни одной компании, которая бы котировалась на бирже. Если предприятия отрасли и закладывали что-то в банки, то уж точно не свои акции. Так что в этом смысле нам проще, чем некоторым другим секторам экономики. Рыба - это не деривативы. И есть ее люди не перестанут, поэтому наша продукция всегда будет востребована. Так что мы в деривативы рыбу заворачиваем.

Но у продовольственных торговых сетей проблемы уже возникли. Спрос их на рыбу из-за этого не снизился?

Действительно, в Мурманске на рыбопромышленных и перерабатывающих предприятиях уже произошло затоваривание продукцией. Есть проблемы в других регионах. Но, думаю, это временные трудности. Курс доллара по отношению к рублю растет, импорт становится все дороже, так что у рыбаков есть возможность вернуть себе рынок. И вытеснить с него поставщиков из Западной Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Не секрет, что сегодня 70 процентов рыбы на прилавках в крупных городах - импорт. Еще полгода назад ритейлеры не хотели разговаривать с нами. Я спрашивал их: "Почему в сетях продается французская барабулька по 1600 рублей за килограмм, а не черноморская за 160?". И один из них ответил мне в приватной беседе: "Если торговая наценка составляет 30 процентов, то при цене в полторы тысячи доход получается гораздо больше, чем при цене в полторы сотни". Но есть предел покупательной способности населения. И дорогая рыба просто остается невостребованной.

Мне кажется, что сегодня руководство торговых сетей гораздо больше заинтересовано в общении с рыбаками. Люди сейчас стараются тратить меньше, а наша продукция дешевле зарубежной и в большинстве случаев качественнее. И ритейлеры, насколько мне известно, уже ведут переговоры с российскими рыбопромышленными компаниями. Теперь они готовы предоставить свои прилавки под нашу продукцию.

Со следующего года должна вступить в действие пятилетняя федеральная целевая программа по развитию рыбохозяйственного комплекса. Больше половины средств на нее - 32 миллиарда рублей - должен дать федеральный бюджет. Вы полагаете, что в сложившихся условиях это реально?

Те меры, которые оперативно принимает правительство, должны дать позитивный результат. Конечно, если финансовые проблемы в мире продолжатся, России тоже придется непросто. Цены на нефть снижаются, и, вполне возможно, бюджет 2009 года придется пересматривать. Но, с другой стороны, у меня нет никаких оснований полагать, что мы как-то сократим финансирование целевой программы из федерального бюджета. Финансовые власти страны не раз говорили, что не собираются отказываться от намеченных планов и проектов.

Что касается инвестиций со стороны бизнеса, то если кризис будет долгим, то их поток замедлится. До проблем на мировых финансовых рынках мы рассчитывали, что бизнес сможет минимум в два раза превысить запланированную "небюджетную" часть программы. А теперь, видимо, мы просто выйдем на намеченные рубежи.

Досье

Андрей Анатольевич Крайний родился 15 сентября 1958 года в г. Елец Липецкой области. В 1979 году окончил Львовское высшее военно-политическое училище, получив специальность военного журналиста, а в 2004 году - Российскую академию государственной службы по специальности "государственное и муниципальное управление". Во время службы в Вооруженных силах (1975-1994 гг.) работал корреспондентом, редактором газеты "На боевом посту" Московского округа ПВО, специальным корреспондентом, завотделом газеты "Комсомольская правда". С 1994 по 1996 г. - генеральный директор российско-швейцарского совместного предприятия "Сокол", с 1996 по 1998 г. - президент корпорации "Агропродснаб", с 1998 по 2003 г. - председатель совета директоров ОАО "Калининградский тарный комбинат", председатель совета директоров Балтийского рыбоконсервного комбината, с 2003 по май 2007 г. - директор ФГУП "Калининградский морской рыбный порт". 24 мая 2007 года Андрей Крайний назначен на должность руководителя Федерального агентства по рыболовству, а 8 октября 2007 года - на должность руководителя Государственного комитета РФ по рыболовству. 12 июня 2008 года Андрей Крайний распоряжением Правительства РФ N 842-р назначен на должность руководителя Федерального агентства по рыболовству.

Награжден медалями "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" II и III степеней, орденом равноапостольного св. князя Владимира, Золотым орденом "Слава нации", орденом Минина и Пожарского. Является лауреатом Национальной премии "Кремлевский Гранд" в номинации "лидер особой экономической зоны", лауреатом премии Петра Великого в номинации "за эффективное управление предприятием и достижение стабильных финансово-экономических показателей".

Ресурсы