25.11.2008 02:50
Общество

РГ-Фото: Воронежцы узнали правду о донорстве

Читателям "РГ" рассказали всю правду о донорстве
Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Российская газета - Центральная Россия: №0 (4798)
Читать на сайте RG.RU

В рамках "горячей линии", проведенной представительством "РГ" в Воронеже, на вопросы читателей о донорстве ответили главный врач областной станции переливания крови Алексей Бахметьев и начальник отдела Главного управления здравоохранения области Александр Гуцев.

Крови не хватает?

Наталья (Воронеж): Чем вызван всплеск интереса к донорству в СМИ? Это реклама какой-то кампании? Или в области не хватает крови? 

Алексей Бахметьев: Всплеск интереса не связан ни с кампаниями, ни с какими-то катастрофами. Просто с развитием медицинских технологий вопрос донорства становится все более актуальным. Современная медицина работает не с цельной кровью, как раньше, а с ее компонентами - например эритроцитами, тромбоцитами или плазмой. Какое-то количество уходит на анализ и выбраковывается, плазма проходит шестимесячный карантин. В общем, требуется как минимум вдвое больше крови, чем для прямого переливания. У нас в области требуемый объем компонентов крови и количество доноров пока сбалансированы. Пока! Важен и такой показатель, как качество. Мы допускаем к донорству не всех желающих: часть из них не подходит по состоянию здоровья, часть - по соображениям безопасности. Чем больше кандидатов - тем эффективнее отбор.

Сергей (Белгород): Почему, если серьезных проблем нет, в Интернете и СМИ периодически появляются сообщения: "Срочно требуется донорская кровь такой-то группы"?

Бахметьев: На станции переливания крови имеется, как правило, должный запас компонентов крови. Но у некоторых из них маленький срок хранения. А жизнь неуправляема. Например, происходит крупная катастрофа или в больницах внезапно возникает большой спрос на конкретную группу крови. Начинаем звонить постоянным донорам: один болеет, другой не может приехать… Вот и даем объявления. Это нормально. Важно, чтобы население правильно реагировало. Вы увидели "бегущую строку" и не пришли, еще кто-то увидел и не пришел - больной не получит кровь и пострадает! А в другой раз кровь потребуется вам…

Maxim: В Москве в больницах при операциях и родах пациентов просят, чтобы их близкие сдали кровь. Что за странная практика?

Бахметьев: Это форма организации донорского движения, от которой мы в России пока не можем отказаться. Врачи просят вас найти "своих" доноров не потому, что запасов крови нет (хотя в Москве ситуация сложнее, чем у нас). Просто ваш родственник получит кровь из запаса, а вы этот запас пополните. К тому же, когда люди идут сдавать кровь для родных, меньше риск того, что эта кровь окажется зараженной.

Страхи преувеличены

Varvara: Где гарантия, что в базу не попадет зараженная кровь?

Бахметьев: Гарантий ни одна служба крови не даст. Мы проверяем кандидатов в доноры. Ищем их в базе данных "антидоноров", куда из лечебных учреждений поступают сведения о жителях области, которые не могут стать донорами. Перепроверяем анкеты, куда кандидаты вписывают свои заболевания. Если человек перенес грипп, через два-три месяца он может быть донором. А если переболел гепатитом, даже в детстве, - будет отстранен от донорства пожизненно. Перед сдачей крови доноров обследуют терапевты. Проверяется и уже сданная кровь - на сифилис, ВИЧ, гепатиты (при малейших сомнениях ее утилизируют). Но чужая кровь небезопасна по определению! Возможна и биологическая несовместимость, и заражение. Мы же видим в крови не сам вирус, а реакцию организма на него - антитела. Когда их мало, приборы могут показать, что человек здоров. Ну, а самая безопасная кровь - собственная. Но перелить ее можно лишь тем людям, чья плазма есть в аутобанке.

Varvara: Кто и как может обратиться в аутобанк?

Бахметьев: Постоянный донор или тот, кто сдал кровь заранее - перед операцией или родами. Если половина срока годности вашей плазмы прошла, мы выдаем ее в лечебные учреждения, а вы пополняете "свой" запас. Запросить плазму может только организация медицинского профиля. Пациент может сообщить врачу, что является постоянным донором, и по заявке больницы мы найдем его плазму.

Александр Гуцев: В аутобанке нуждаются люди "группы риска": сотрудники МВД и МЧС, пожарники. Но они оказались не готовы к донорству! Пришлось проводить разъяснительную работу.

РГ: Может ли человек платно хранить в аутобанке плазму лично для себя?

Самая безопасная кровь - собственная, но перелить ее можно только тем, чья плазма есть в аутобанке

Алексей Бахметьев: У нас - нет. Это противоречит принципам донорства.

Будущему донору

На "горячую линию" поступило несколько вопросов от потенциальных доноров. Как, например, подготовиться к сдаче крови?

Бахметьев: Ничего необычного. Минимум за два дня перед сдачей крови не рекомендуется употреблять алкоголь, есть жирную пищу, быть переутомленным или истощенным.

Мария (Воронеж): Значит, если у меня низкое давление, я не могу стать донором?

Бахметьев: Необходимо знать причины низкого давления. Если это заболевание сердечно-сосудистой системы, вам не рекомендуют быть донором. Если же низкое давление для вас норма, то препятствий не возникнет.

РГ: Как часто можно сдавать кровь?

Бахметьев: Эритроциты - четыре-пять раз в год, плазму - 10-12 раз в год. Наши специалисты следят за постоянными донорами, могут посоветовать отдохнуть пару недель либо перемежать плазмодачу с кроводачей.

Жанна Николаевна (Воронеж): Почему не возродить традицию выездных акций в вузах? Так студентам будет удобнее.

Бахметьев: На станции переливания крови мы можем создать лучшие условия.

Лейла (Воронеж): Входит ли в программу развития донорства регулярное взаимодействие с предприятиями?

Бахметьев: Хорошо, когда их коллективы и руководство относятся к донорству с пониманием. Мы можем выезжать на предприятия. Но важнее - расширить базу постоянных доноров, которые бы приходили на станцию по графику, обеспечивая планомерную работу службы крови.
 

Здоровье Воронеж Центральная Россия