25.11.2008 05:00
Власть

Леонид Радзиховский: X съезд "Единой России" - одно из значимых событий в политической жизни страны

Текст:  Леонид Радзиховский
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4798)
Читать на сайте RG.RU

Х съезд ЕР - одно из значимых событий в нашей публичной политике.

Вы можете быть сторонником ЕР, противником или индифферентным наблюдателем, но не можете отрицать - перед нами даже не просто "правящая партия", а партия, не имеющая реальных конкурентов, с абсолютным большинством в Думе, во ВСЕХ региональных ЗС, партия, представляющая ВСЮ правящую элиту страны, а лидер партии имеет самый высокий рейтинг доверия среди всех политиков. Это не оценки, это факты.

Обстоятельства съезда необычны.

I съезд ЕР был 7 лет назад - в декабре 2001-го. С тех пор партия, как и вся страна, поднималась со ступеньки на ступеньку. Больше того, с какого-то момента это движение походило уже на подъем на эскалаторе нефтегазовых цен. Усилий все меньше, перспективы - все шире.

И вот эскалатор остановился, даже зашатался. Кризис. Да, мировой. Да, "не по нашей вине", но кому жаловаться на "несправедливость"? Тем более что любишь кататься - люби и саночки возить. Россия поднималась вместе с мировой экономикой в годы прилива - и опускается в годы (пока месяцы) отлива.

Вот и вопрос - чем ответит партия, ее лидер на этот новый и в общем неожиданный вызов? Вызов, к которому психологически было почти невозможно подготовиться в годы нарастающей победной эйфории. У нас есть опыт тяжелых системных кризисов (1991 год), но не было опыта "мировой пандемии", - как, собственно, его нет и ни у кого на Земле.

Ведь, судя по всему, такой встряски мировая экономика уже много десятилетий не знала (а многие прямо кивают на Великую депрессию).

В связи с этим и посмотрим, что было на съезде.

Наиболее значимы, разумеется, доклад Путина и краткое выступление Медведева.

Медведев, в общем, остался в рамках своего Послания. Причем из Послания он выбрал то, что, по его мнению, имеет наибольшее ПРАКТИЧЕСКОЕ значение для партии. Речь идет о вопросах расширения возможностей общества влиять на власть. Центральный момент: подотчетность муниципальных органов исполнительной власти местным Думам. Это увеличивает влияние ЕР, но и РЕЗКО увеличивает ответственность самой партии.

Будем откровенны: в силу многих причин на федеральном и региональном уровне РЕАЛЬНЫХ конкурентов у ЕР нет и не предвидится в обозримом будущем (хотя в момент кризиса политический рынок так же волатилен, как и фондовый рынок, и поэтому расслабляться ЕР едва ли стоит). А вот муниципальный уровень - совсем иное дело.

Здесь "на земле" и федеральные ТВ-каналы, и харизма Путина, и даже административный ресурс не имеют такого решающего значения. Тут все конкретно, все друг друга знают, обещания легко проверяются, а борьба ЕР с той же КПРФ и другими партиями предстоит если и не на равных, то во всяком случае вполне серьезная. Тем более что "призовой фонд" одним махом вырос на порядок: местные собрания, которые отныне имеют право отстранять руководителей муниципальных образований, это совсем не шутка.

Итак, если влияние ЕР расширяется, то ответственность и конкуренция вырастают еще куда больше. Между тем ЕР находится в таком исключительном положении, что даже незначительные сами по себе поражения на муниципальном уровне выглядят для партии "плохим сигналом" и воспринимаются весьма болезненно. Вспомним историю с относительной неудачей ЕР в Ставропольском крае. Реакция партии была очень острой, и, надо сказать, в их положении иначе и быть не могло.

Так что, те шаги по оживлению внутренней политики и политической конкуренции, которые объявлены Медведевым (и которых даже "не заметили" многие политологи, привыкшие "мыслить глобально"), для ЕР, а особенно их местных организаций, - абсолютно серьезный знак. Партии необходимо резко подтянуться, повысить свой тонус.

Путин в своем выступлении говорил о главном - какой социально-экономический ответ Россия сегодня дает на наступивший кризис.

Путин дал на этот вопрос два ответа.

Первый, прямо обращенный к населению, - НЕ ВОЛНОВАТЬСЯ. Государство не призывает народ затягивать пояса, наоборот, обещает В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ выполнить ВСЕ свои обязательства. Перечислено, кажется, и правда все - пенсии, зарплаты бюджетников, сохранность вкладов, даже "квартирный вопрос". И в довершение - обещано, что не будет резкой девальвации рубля, 1991-й и 1998-й не повторятся.

И это не просто "государственная психотерапия" (тоже, кстати, не последнее дело в момент кризиса!). Нет, все конкретно, никаких "прилагательных", сплошные "существительные": цифры, сроки.

Сказав такие слова, Путин поставил на карту весь свой авторитет, все политическое влияние ЕР. Подсчитано, что его инициативы обойдутся государству минимум в 550 млрд руб. в будущем году.

Откуда же деньги? Ведь нефтегазовые поступления в бюджет, очевидно, сократятся - государство вынуждено понизить таможенные пошлины, иначе экспорт нефти из России становится убыточным.

Ответ, казалось бы, очевиден: кудринский "загашник". Копили на черный день (получая щедрые проклятия со всех сторон), черный день настал, пришла пора распечатывать.

Но надолго ли хватит Стабилизационного фонда, резервов ЦБ и т.д.? А это уже будет зависеть от того, как кризис пойдет, какой будет та самая цена на нефть, металлы, иной российский экспорт.

И вот тут, как мне кажется, просматривается ПОДТЕКСТ речи Путина. Столь оптимистические - и вполне конкретные, вполне проверяемые и ответственные - обещания даются не просто так. Путин верит (а если угодно "знает"), что все будет хорошо.

Что я имею в виду?

Самое главное в профессии политика, врача, военного, моряка, финансиста - чувствовать МОМЕНТ ПЕРЕЛОМА. Чувствовать точку кризиса, высшего напряжения болезни (врач), сражения (полководец), шторма (моряк), чувствовать дно при падении цен (финансист), то дно, нащупав которое, мы, вопреки анекдоту, не станем уже "рыть дальше", а оттолкнемся и пойдем вверх. Обычно это и есть момент, когда одни впадают в панику, ждут - вот сейчас наступит последняя темнота и крах, а другие говорят - вот сейчас-то и будет рассвет. Это знание не дается по наитию - есть экспертные оценки, расчеты и т.д. Но на то и ответственность ЛИДЕРА, что из многих как всегда противоречивых экспертных оценок он, со своей интуицией, выбирает одну, строит на ней свою стратегию - и пожинает лавры или платит за перебитые горшки.

Это и есть реальная работа лидера - поделиться ТАКОЙ ответственностью не с кем.

Я думаю, что Путин и в силу своего характера, и, может быть, "из суеверия" не захотел сказать, на чем же он в конечном счете основывает свои - как ни смотри - весьма оптимистические расчеты на 2009-2010 годы. И, надеюсь, не раскрою врагам военную тайну, если изложу свою ГИПОТЕЗУ о возможных соображениях Путина.

Мне кажется, что он исходит из того, что самый тяжелый момент - сегодня, сейчас. Вот эта цена на нефть, которая болтается в районе 40-50 долларов за баррель, и есть то самое ДНО. Ниже не будет. Более того, и эта цена долго не простоит. А реальная средняя цена в 2009-м будет выше, возможно, в районе 70-90 долларов. Таковы расчеты ОПЕК, так говорят, кстати, и большинство экспертов. Хотя, понятно, "лично и точно" не знает НИКТО. Но - еще раз повторяю - в том и обязанность ЛИДЕРА, чтобы делать свои выводы в условиях неполной и противоречивой информации.

Путин - может быть, один из немногих в сегодняшнем разброде и смятении - видит "мыс Доброй Надежды". Понятно, что в любом случае это далеко не конец кризиса. Будет в 2009-м и спад производства, возможна и рецессия, выходить из спада Россия вместе со всем миром будет долго и тяжело. Но вот краха, обвала, дефолта государства и т.д. НЕ БУДЕТ. При такой цене на нефть хватит и накопленных резервов, устоит (хотя, возможно, и с дефицитом) бюджет, безусловно, не будет обвальной девальвации, гиперинфляции и т.д. Государство выполнит все свои социальные обязательства. Экономический кризис не перерастет в социальный, а тот, в свою очередь, в политический, в СИСТЕМНЫЙ кризис. Всего этого - не будет.

Таков, как мне кажется, подтекст оптимизма Путина. Лидер "медведей" считает, что игра на понижение, "медвежий тренд" в экономике скоро кончится и начнется восходящий "бычий тренд". Надеюсь, что значение этих терминов разъяснять не нужно.

И второе в речи Путина.

Он делает ставку и на то, что в условиях кризиса оживится мелкий/средний бизнес. Да, многие фирмы обанкротятся, но, очевидно, РЕЗКО возрастет экономическая активность людей - жизнь заставит. Ясно, что в годы нефтедолларовой халявы слишком удобно было присосаться к ренте, стать чиновником (или чиновником от бизнеса - менеджером) и получать деньги за сидение на стуле. Теперь растительная жизнь кончилась - начинается жизнь "животная", борьба за выживание (речь идет, понятно, о борьбе в рамках закона). Здесь - в резком вбросе адреналина - может быть ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ смысл кризиса для страны. Инновационная экономика начинается с инновационного поведения. Россия пафосно встает с колен, но многие это делают лежа на печи. Теперь придется разом с печки спрыгнуть.

И свою обязанность Путин, очевидно, видит - и об этом говорит - в создании условий для спасения и оживления бизнеса. Тут и снижение налогов, и устранение административных барьеров. А дальше - сами, сами, ножками, ножками...

Вот таким мне кажется смысл второй части речи Путина, обращенной к среднему классу, к бизнесу, к "самоокупаемым людям".

Просчитывать то, что от тебя не зависит (мировые цены на сырье) - влиять на то, на что можешь повлиять (экономическое поведение людей) - соотносить первое со вторым и строить таким образом государственную стратегию.

Хочется надеяться, что она выстроена правильно.

Внешняя политика Внутренняя политика Позиция Госуправление Президент Председатель Правительства "Единая Россия"