27.11.2008 03:00
Экономика

Правительство Кировской области выделило дорожным предприятиям более 300 миллионов рублей

На Вятке изменились подходы к автомобильным дорогам
Текст:  Андрей Андреев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4800)
Читать на сайте RG.RU

Дорожный "десант"

Каждый год в бюджете Кировской области закладывалось все больше средств на дорожное строительство, и все равно этого было крайне мало, чтобы привести дороги в удовлетворительное состояние.

Начиная с 2008 года можно говорить, что правительство области решило в корне изменить ситуацию. Особенно это заметили водители-транзитники, у которых вятские дороги уже стали "притчей во языцех". И дело не только в том, что заметно выросло количество денег, выделяемых на содержание дорог. Изменился сам подход.

То, что полноценный ремонт старых и качественное строительство новых дорог невозможно осуществить морально и физически устаревшей техникой, понятно. Но стоит она больших денег, и одномоментно выложить на покупку техники сотни миллионов рублей дорожные предприятия региона просто не в состоянии.

Ситуацию спасла специальная лизинговая программа, которую в этом году приняло правительство области. Теперь ежегодно в течение пяти лет, с 2008 по 2013 годы, областным дорожно-эксплуатационным предприятиям на эти цели будут выделяться средства для погашения лизинговых платежей общей суммой более 300 млн рублей.

Нынешней осенью в область поступило более 96 машин, закупленных по этой программе. К концу ноября вся техника в количестве 100 единиц будет принята дорожными организациями, а часть ее, связанная с содержанием дорог, уже запущена в эксплуатацию. Что немаловажно, в составе этого парка есть новейшие машины, позволяющие укладывать дорожное покрытие по современным технологиям, в том числе с использованием регенерированного материала старого покрытия.

Например, немецкий ресайклер срезает разбитое дорожное покрытие, перерабатывает его тут же, на месте, после обогащения превращает материал в новую асфальтобетонную смесь и укладывает ее вновь. Применение этой технологии позволяет экономить не только на материалах, но и на транспортных расходах дорожников, связанных с доставкой сырья на стационарные асфальтобетонные заводы и транспортировкой готовой асфальтобетонной смеси на объекты.

Обходной маневр

Количество автотранспортных средств в областном центре по статистике удваивается каждые 5 лет. Если прибавить к этому увеличивающийся транзитный транспортный поток, очевидно, что через несколько лет улично-дорожная сеть в Кирове с ним не справится и будет разрушена. С ростом грузоподъемности транспорта по кировским дорогам стали ходить автопоезда общим весом до ста тонн, с нагрузкой на ось, вчетверо превышающей нормативную, на которую в свое время были рассчитаны дороги. Городские дороги этого не выдержат.

Поэтому одним из важнейших объектов для региона на ближайшую перспективу становится строительство обходной дороги в городе Кирове от моста через реку Вятку у деревни Гнусино до примыкания к существующей автомобильной дороге Киров - Советск - Яранск. Или, как значится в проектной документации, - "Западный обход города Кирова".

Строительство обходной дороги разгрузит улицы областного центра от транзитного транспорта, движущегося через город с восточных регионов РФ на юг и запад и обратно. Снизится также поток машин, представляющий межрегиональные транспортные связи: из Нижегородской области, Пермского края, республик Коми, Чувашии и Марий Эл, Среднего и Нижнего Поволжья. Сооружение "Западного обхода", кроме того, заметно повысит безопасность дорожного движения и улучшит экологическую обстановку в областном центре.

Протяженность обходной дороги составляет более 25 километров. Это будет современное инженерное сооружение, включающее 6 транспортных развязок в разных уровнях с путепроводами, исключающими пересечение новой дороги с существующими второстепенными. На этот объект уже заказана проектно-сметная документация, которая позволит во второй половине 2009 года ставить вопрос об источниках финансирования этого объекта в федеральных структурах, а начиная с 2010 года и привлекать инвесторов.

Кстати, регулировать ситуацию с транзитным и территориальным потоками автомобильного транспорта помогут и мобильные посты весового контроля, которые недавно поступили в Кировскую область. Как считает глава департамента транспорта и дорожного хозяйства Юрий Агафонов, "область давно нуждается в данных постах, контролирующих вес большегрузных автомобилей. Дороги не выдерживают постоянных перегрузок. Грузовики зачастую превышают весовые нормы перевозимого груза, пользуясь отсутствием контроля, а также материальной и другого рода ответственности за перегруз. Следствием бесконтрольного проезда перегруженного транспорта являются разрушенные дороги и искусственные сооружения на них, сокращение срока службы дорог и резкая критика со стороны самих же автомобилистов".

"Взвешивать" и контролировать грузовой транспорт, как это делается в других регионах, будет специализированная государственная организация. С весны будущего года посты начнут действовать на областных дорогах.

А мы уйдем на Север и на Юг

В ближайшее время будут закончены работы первой очереди строительства и реконструкция одного из основных дорожных направлений области Киров - Белая Холуница - Кирс, что позволит соединить Верхнекамский район с областным центром.

Чтобы было понятно, какое значение имеет это для севера области, можно сказать, что раньше дороги здесь, как таковой, не было. Трассе, предназначенной в основном для лесо- и грузоперевозок, находящейся в болотистой местности, присваивали самую низкую категорию.

Соединение Верхнекамского района, который ранее в межсезонье был практически отрезан от областного центра, несет в себе прежде всего социальное значение. Между населенными пунктами установится нормальное сообщение, повысится уровень транспортной доступности для экономики и населения этого региона. Кроме того, современная дорога создаст условия для интенсивного развития всего северо-востока области.

В 2009 году планируется и ввод в эксплуатацию участка дороги между станцией Вазюг и поселком Опарино протяженностью более 25 километров, являющейся частью трассы Киров - Котлас - Архангельск. За счет средств федерального бюджета в 2009 году планируется привести в нормальное состояние и межрегиональную дорогу Кильмезь - граница Удмуртии.

Но главные перемены - впереди. Как сообщил Юрий Агафонов, увеличение средств, выделяемых на дороги, предусмотрено правительством области в трехлетнем бюджете, с уровнем финансирования в 2011 году в два с половиной раза превышающем уровень этого года.

Пока наиболее заметные работы ведутся на опорной сети дорог области, составляющих около 3 тысяч километров, на которые приходится львиная доля транспортного потока. В будущем году планируется комплекс мер по обеспечению ремонтных работ на сети дорог, представляющих интерес для экономики и населения муниципальных образований. Эта сеть составляет более 4 тысяч километров.

Комментарий "РГ"

Николай Шаклеин, губернатор Кировской области:

- Основной целью развития транспортной системы региона является последовательное формирование перспективного транспортного каркаса, что обеспечит пространственное и экономическое единство региона. Определение основных направлений позволит изменить существующие уровни транспортной доступности для экономики и населения, повышения мобильности товаров и услуг. "Сжать" пространство можно только с помощью экономии затрат и времени на осуществление поездки, в первую очередь за счет развития скоростной транспортной инфраструктуры. Поэтому особая роль принадлежит современным комфортабельным дорогам с соответствующим сервисом.

В результате должна значительно улучшиться транспортная ситуация в области. И к 2015 году количество жителей, "отрезанных от больших дорог", в значительной степени снизится, повысится уровень транспортной обеспеченности, расширятся межрегиональные социальные и экономические связи.

Инфраструктура Кировская область Приволжье