28.11.2008 19:02
В мире

Совбез ООН закрепил за Косово статус "тройной зависимости"

Текст:  Сергей Жарких (Тирана)
Читать на сайте RG.RU

После продолжительных дебатов Совет Безопасности ООН одобрил предложенный Генсеком Пан Ги Муном план из шести пунктов по размещению миссию ЕС в Косово (EULEX), которая должна с начала декабря перенять эстафету протектората у действовавшей с 1999 года миссии ООН.

Заложенная в документе двусмысленность, фактически санкционирующая функциональный раздел территории Косово по национальному признаку, еще на стадии обсуждения пресловутых шести пунктов вызвала резкий протест албанских властей в Приштине. Камнем преткновения стал принципиальный вопрос о статусе миссии ЕС. Албанцы настаивали на том, чтобы EULEX функционировала четко на основе плана Марти Ахтисаари и в соответствии с принятой Конституцией Косово, то есть признавая независимость и суверенитет Косово. Сербская же дипломатия, мобилизовав все возможные силы и средства на защиту территориальной целостности, полностью поддержала предложения Пан Ги Муна, добилась того, чтобы миссия Евросоюза была нейтральной по отношению к статусу Косово. 

Суть принятого документа состоит в том, что в Косово де-факто и де-юре устанавливается троевластие. Новая миссия ЕС будет действовать в рамках небезызвестной резолюции 1244, ключевым положением которой является подтверждение территориальной целостности Сербии, то есть признанием того, что, что Косово - это сербская провинция. EULEX возьмет под контроль все косово-албанские госструктуры, а также будет непосредственно осуществлять руководство процессами "демократизации общества" в албанонаселенных районах. Реконфигурирующаяся и сокращающаяся миссия ООН будет отвечать за сербские анклавы, в которых суды, полиция, сферы культура и образование будут иметь прямые связи с Белградом, а сотрудники соответствующих учреждений будут набираться с учетом национального состава населения, то есть из числа местных сербов. Пограничный пункт на границе между Сербией и Косово в самом большом и значимом анклаве, в северной Митровице, будет патрулироваться совместно сербской и ООН-овской полицией, а все таможенные доходы будут оседать в коммунальном бюджете этого этнически чистого сербского анклава. Все православные монастыри и земли - остануться под юрисдикцией и в собственности сербской православной церкви. Кроме того, в документе содержится призыв к Приштине и Белграду возобновить переговорный процесс.

В общем получается полная путаница. Вернулись к тому, с чего начали, только еще больше запутали. С одной стороны, нейтральная к статусу Косово миссия ЕС действует на базе никем не отмененной резолюции 1244 СБ ООН и контролирует албанские власти. С другой, все та же миссия ООН, пусть и видоизмененная, которая поставлена над сербскими анклавами, и официальный  Белград, сохранивший вертикальные связи с косовскими сербами почти во всех ключевых политических и социально-экономических сферах. Это уже не двоевластие, а троевластие. В сложившейся ситуации возникают резонные сомнения в легитимности косово-албанского руководства.

Не удивительно, что косово-албанские власти выступали категорически против такого варианта - это, на самом деле, серьезный удар по имиджу Приштины и по суверенитету Косово в целом. Ведь не зря же косово-албанское руководство, заранее ознакомившись с проектом плана Пан Ги Муна, в экстренном порядке предпринимало отчаянные попытки заручиться протекцией США и Великобритании. Президент Косово Фатмир Сейдиу и премьер-министр Хашим Тачи слетали с Лондон, чтобы просить Гордона Брауна использовать право вето в СБ ООН и не пропупустить "сербо-русский план", и даже выдвинули встречные предложения из четырех пунктов. Но, как стало ясно, все усилия были напрасны. На поверку оказалось, что главные лоббисты  независимости, Вашингтон и Лондон, признав суверенитет Косово, по каким-то причинам не захотели выступать против плана Генсека ООН.        

Выступая перед членами Совбеза уже после принятия плана, глава МИД Сербии Вук Еремич назвал свершившееся событие победой Белграда и историческим поворотом в урегулировании косовской проблемы. При этом он подчеркнул, что Сербия намерена продолжать борьбу за возврат своей южной провинции Косово и Метохии, поблагодарил Россию за последовательную и твердую поддержку, заверил всех присутствовавших в том, что Сербия никогда не смириться с потерей своей исконной земли и уж тем более не признает самопровозглашенную независимость.

Интересно, что высокопоставленный чиновник американского Госдепа Дэниэль Фрид, комментируя на пресс-конференции принятое Совбезом решение, пытался сохранить хорошую мину при плохой игре, и бодро говорил о том, что принятый план вовсе не означает никакого территориального раздела. Наоборот, по заявлению Фрида, "одобренный документ - это важный шаг на пути становления независимого суверенного косовского государства и никак не противоречит Конституции". Интересно, что когда Фрид отвечал на вопросы журналистов, у него за спиной, потупив взоры, стояли и были явно не в лучшем настроении Фатмир Сейдиу и Хашим Тачи.   

Почти одновременно с тем, как за океаном зубры мировой дипломатии обсуждали судьбу Косово, в Тиране проходили переговоры представителей парламентской внешнеполитических комиссий Албании с прибывшими косовскими коллегами. По итогам встречи стороны приняли резолюцию, в которой любые действия и решения, ведущие к территориальному разделу Косово, названы контрпродуктивными, невыполнимыми и ведущими к обострению ситуации во всем балканском регионе. План Ахтисаари и Конституция Косово должны, согласно резолюции, быть главными и единственными базами для деятельности  EULEX. Глава парламентской делегации Косово Сабри Хамити заявил, что такого рода навязанные планы, принятые вопреки мнению и позиции косовских албанцев, просто нереализуемы, а создающийся прецедент несет в себе серьезную угрозу стабильности. 

В общем, ситуация так и не сдвинулась с мертвой точки. Статус Косово не просто пребывает в подвешенном состоянии, но, похоже, стал еще более запутанным и непонятным. Видимо, сербам и албанцам в очередной раз придется все начинать с нуля.


 

Косово