20 ноября в Москве в Большом концертном зале "Академический" Российской академии наук состоялась 7-я церемония награждения лауреатов международной архитектурной премии "АрхиП-2008". В этом сезоне острой приправой к ежегодному "блюду", рассчитанному на гурманов от архитектуры, традиционно подававшемуся на фоне российского строительного бума, послужил мировой финансовый кризис. Вероятно, во многом именно он повлиял на выбор членов авторитетного профессионального жюри, наметив новые тренды в области архитектурного проектирования и дизайна, наиболее актуальные в современных условиях.
В прошлом году в число победителей премии вошло большое число проектов, исповедовавших ярко выраженный экологический подход. Что в общем-то не удивительно. Устав от холодного рационализма хай-тека, в согласии с новыми устремлениями заказчиков, архитекторы все больше стали обращаться за вдохновением к традиционным природным формам и материалам. Так, в разделе "Индивидуальный жилой дом" в номинации "Традиции" победил проект дома в Московской области Нины Прудниковой, Павла Бурмакина, Петра Юшина, созданный в полной гармонии с окружающим ландшафтом. В номинации "Новаторство" лауреатом стал Альваро Лите Сиза Вьеира за проект "Дом на скале" Casa Tolo в Лугар даc Карвальиньяш (Португалия). В разделе "Общественный интерьер", номинации "Новаторство" лучшим проектом был признан интерьер лондонского ресторана Olivomare итальянца Пьерлуиджи Пиу, также отсылающий к природным прототипам. В разделе "Интерьер квартиры" в номинации "Традиции" премии удостоились Михаил Соловьев-Петко и Ольга Мотина за проект квартиры в Санкт-Петербурге, интерьер которой включает фрагменты кирпичной кладки, мебель и элементы декора из натуральных материалов.
В этом же году маятник часов качнулся в другую сторону. Опять отвоевал свои позиции хай-тек, правда, на качественно другом уровне. Архитекторам стало уже неинтересно просто любоваться эстетикой строительных конструкций, созданных современными технологиями. Наметилась новая тенденция, обещающая превратиться в будущем в настоящий архитектурный тренд. Эту тенденцию, задав тон всей церемонии вручения премий, подтвердил своим выбором итальянский журнал Domus, обладающий репутацией настоящего международного гуру в области исследования темы архитектуры и дизайна в контексте искусства, технологии и урбанизации.
В номинации, учрежденной Domus под названием Present of future - "будущее в настоящем", организованной в России впервые, победил оригинальный концепт-проект комплекса "Апельсин", объединивший в себе оба тренда "АрхиПа" - прошлогодний и нынешний. Концепт создан на стыке бионики и хай-тека. История появления этого "плода" творческой мысли весьма не типична. В основе проекта - концептуальная идея российской девелоперской компании "Интеко", плановая разработка которой в настоящее время ведется компанией Foster + Partners под руководством знаменитого британца Нормана Фостера. Это - сооружение лаконичной формы в виде разрезанного на дольки плода, все пять долей которого - отдельные сегменты здания, расположенные под наклоном. Кроме несомненного нонконформизма, "Апельсин" отличает очень актуальное в современных условиях качество - он представляет собой достаточно пластичный проект, который в процессе доработки может легко трансформироваться, в том числе в плане функционального зонирования внутреннего пространства.
Известный швейцарский искусствовед Генрих Вельфлин еще в начале прошлого века отмечал: "Архитектура вызывает два совсем разных впечатления в зависимости от того, вынуждены ли мы воспринимать архитектурный образ как нечто нерушимое или же - как нечто такое, что при всей своей нерушимости все же представляет постоянное движение и изменение". Сегодняшняя реальность диктует новые правила, и эта идея основателя методики исследования "психологии эпохи" приобретает новое звучание.
В период финансовой нестабильности, затронувшей в том числе и рынок недвижимости, по мнению экспертов, любой, даже самый выигрышный проект должен обладать возможностями для оперативной трансформации. Уже многие архитекторы на собственном примере смогли убедиться, что приоритеты заказчиков меняются, сокращаются финансовые возможности инвесторов, а следовательно, наиболее востребованы рынком будут именно мобильные концепты, позволяющие, не поступаясь архитектурным обликом здания, актуализировать их внутреннее содержание. И именно архитектурные проекты, уже реализованные, но тем не менее способные к трансформации в перспективе, стали основным трендом нынешнего "АрхиПа".
Большинство проектов-победителей отличает строгость форм, ненасыщенность деталями интерьера, наличие большого свободного внутреннего пространства, позволяющего наполнять либо видоизменять его в соответствии с меняющимися требованиями времени. В номинации "Здание, сооружение" награда досталась скандинавским архитекторам (Крейг Дайкерс, Таралд Лундевалль, Кьетиль Тредаль Торсен) за постмодернистский проект театра оперы и балета в городе Осло (Норвегия) в номинации "Общественный интерьер" в разделе "Традиции" были награждены российские дизайнеры Татьяна Боронина и Надежда Неслуховская за проект офиса в Москве; в разделе "Новаторство" - немецкие архитекторы (Ларс Крюкеберг, Грегор Хохайзель, Александра Лилло) за проект интерьеров клиники в Берлине. В номинации "Индивидуальный жилой дом" в разделе "Традиции" премию получила группа российских архитекторов (Алексей Розенберг, Дмитрий Быков, Дмитрий Коршунов) за проект дома в Московской области; в разделе "Новаторство" награда досталась японскому архитектору Ясухиро Ямашита за проект дома Cell Brick ("Отражение минерала") в Токио, который отличает большая изобретательность в плане использования жилого пространства.
В номинации "Жилой интерьер" в разделе "Новаторство" награда была вручена архитектору-минималисту Клаудио Сильвестрину за проект пентхауса в Монте-Карло (Монако), а в разделе "Традиции" - группе голландских архитекторов (Марникс Ван Дер Меер, Рольф Бруггинк) за проект частных апартаментов. Причем последний проект, пожалуй, можно назвать наиболее радикальным проявлением наметившегося тренда. Если все вышеупомянутые проекты потенциально пластичны для будущих преобразований, то интерьер апартаментов был создан голландцами в результате реконструкции здания старой церкви - то есть трансформация пространства уже успешно совершилась, причем с кардинальным изменением функционального назначения помещений.
Итоги одной из старейших архитектурных премий России можно считать во многом прогнозом на будущее. В эпоху строительного бума здания строились часто в ущерб архитектуре - с исключительно коммерческими целями. Определенное затишье на рынке недвижимости, вызванное финансовым кризисом, позволяет архитекторам взять весьма полезный тайм-аут - остановиться, проанализировать и расставить новые приоритеты. Многие дальновидные девелоперы прекрасно сознают, что кризис рано или поздно закончится и придет время строить новые здания. Когда девелоперы снова обрастут "финансовыми мускулами", то в выигрыше, по мнению экспертов, окажутся более качественные, открытые для дальнейшего развития проекты. Именно они-то и будут формировать образ нашего визуального и отчасти социального будущего. Так что, видимо, "высокой архитектурной кухне" пришла пора осваивать новые "специалитеты", которые придутся по вкусу носителям новой послекризисной ментальности.