01.12.2008 06:00
Власть

Геннадий Зюганов снова избран главным коммунистом страны

Геннадий Зюганов опять возглавил КПРФ
Текст:  Анна Закатнова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4802)
Читать на сайте RG.RU

Несмотря на бурную полемику сторонников "жесткой" и "мягкой" линий в Компартии на прошедшем в выходные тринадцатом съезде партии, кандидатура Геннадия Зюганова по-прежнему устраивает всех.

Коммунисты проводили свой съезд как триумфаторы, и особенно счастливым себя должен был чувствовать Геннадий Зюганов. Четыре года назад, на предыдущем отчетно-выборном съезде (хотя по счету он был десятым), КПРФ едва не раскололась, а лидерство в партии активно оспаривал бизнесмен Геннадий Семигин, возглавляющий сейчас партию "Патриоты России". Теперь же, несмотря на несколько конфликтов в региональных организациях (например, в Кемерове и особенно в Питере), несмотря на явное противостояние между двумя зампредами Зюганова, Иваном Мельниковым и Владимиром Кашиным, несмотря на резкое усиление влияния главы Центральной контрольно-ревизионной комиссии Владимира Никитина, альтернативы Зюганову в КПРФ сейчас нет.

- Я призываю делегатов съезда не заниматься самоотчетами, не пытаться лакировать истинное положение дел, не тратить время на осуждение действий власти и мелкие разборки. Главное - сконцентрироваться прежде всего на оценке внутреннего состояния партии, ее проблем и способов их решения, на поиске путей вывода страны из тяжелого кризиса, - заявил своим товарищам по партии Геннадий Зюганов.

И дальше он с самым благодушным видом сидел в президиуме, кротко принимая все поздравления от иностранных гостей и подарки. Так, тамбовская парторганизация вручила ему игрушечного волка в красной рубашке с эмблемой КПРФ и призывом "Так держать!" (что даже на волке из искусственного меха выглядело как-то двусмысленно). А на трибуну один за другим поднимались ораторы, тщательно избегавшие конкретных имен, но высказывались они тем не менее резко. Впрочем, эти чисто византийские штучки, возможно, были просто последствием бурной дискуссии на пленуме, прошедшем в прошлую пятницу в закрытом от прессы режиме. Там представители питерского горкома попытались добиться обсуждения действий ЦКРК, в результате которых они лишились руководства и права быть делегатами на съезде, но их не поддержали. А Владимир Никитин демонстративно прошелся по питерским в своем докладе, обвинив бывшее руководство отделения в том, что оно отрабатывало методы "по изгнанию патриотически настроенных коммунистов". Оказалось, что ЦКРК также разбиралась по крайней мере с восемью региональными парторганизациями, и, видимо, на основе этого опыта Никитин предложил "создать службу безопасности в партии". Он пояснил позже "РГ", что аналогичные структуры есть у португальских и греческих коммунистов, а выглядеть это будет как аналитический отдел, который просто мог бы тщательнее проверять новые кадры. Что, несомненно, актуально, ведь даже Зюганов активнее приглашал в партию молодых.

Кстати, такая спецслужба может контролировать и деньги. Хотя основная сумма в кошельке КПРФ складывается из госфинансирования (по закону о политпартиях), Компартия, лишившаяся после ухода Семигина значительной части своего имущества, теперь заметно улучшила свое положение. Так, в 22 регионах КПРФ приобрела недвижимость. В общем, чувствуют себя коммунисты так уверенно, что Николай Коломейцев от имени ростовских членов КПРФ предложил вернуть руководящим органам партии названия "политбюро" и "генсек".

Также КПРФ приняла за основу новую редакцию программы КПРФ. По словам первого зампреда Ивана Мельникова, в программе появилось два новых положения: "коротко, но емко было сказано о попрании норм буржуазной демократии" и о русском вопросе - "задачи решении(???) русского вопроса и борьбы за социализм совпадают". Также Мельников сообщил, что КПРФ в своей программе предложила современное понятие "социализма", и оказалось, что то, что было в XX веке - это просто ранняя форма, а "социализм как общественный строй не проиграл". Владимир Кашин докладу Мельникова не хлопал. Впрочем, и неудивительно, сложившаяся вокруг него группа влияния, к которой причисляют помимо Никитина также Валерия Рашкина (заведует оргвопросами,) никогда особенно не любила ни Мельникова, ни его сторонников, например Олега Куликова (курировал выборы в нескольких регионах). Возможно, что именно пост руководителя избирательного штаба партии, занимаемый Мельниковым, и стал камнем преткновения в конфликте двух замов, поскольку вряд ли кто-то из них может рассчитывать в ближайшем будущем на титул преемника. А вот выборные процессы - серьезный ресурс внутрипартийного влияния. Как мрачно заметили "РГ" сторонники Кашина, "Геннадий Андреевич слишком мягок, чтобы попрощаться с Мельниковым".

Возможно, что Зюганов просто слишком осторожен, чтобы явно дать преимущество хотя бы одному из них. В прениях позиции Мельникова активно поддерживали. Нобелевский лауреат Жорес Алферов высказался против наклеивания идеологических ярлыков вроде неотроцкизма. "Если следовать решениям ЦКРК, то Мао Цзэдун, Че Гевара да и Ленин до 1917 года - типичные неотроцкисты, - ехидно заметил глава московских коммунистов Владимир Улас, - бывают уклоны влево, но существует еще более грозная угроза - правого оппортунизма". "Нужен современный стиль", - депутат ГД от КПРФ Олег Смолин тоже высказался против идеологических ярлыков и призвал расширять политическую базу партии, привлекая новых сторонников.

На момент подготовки номера руководство КПРФ все еще выбиралось, но слухи о появлении поста третьего зампреда и выдвижении туда Дмитрия Новикова (куратора идеологии) только усиливались.

Внутренняя политика КПРФ