Эту группу обязаны ненавидеть многие музыканты. Ведь именно лидер Enigma Мишель Крету утвердил моду на пространственные и красивые мелодии, записанные при помощи компьютеров.
Еще в 1990 году он приучил хит-парады к тому, что можно обходиться и без инструменталистов-виртуозов, а вокалистов заменять электронными сэмплами. Нынешней осенью, после долгого перерыва, Enigma вновь представила премьеру.
Этот немец-технократ всегда был большим докой по части запоминающихся мелодий, ярких ритмов и чарующей чувственности в музыке. Именно Мишель Крету фактически изобрел новый стиль - электронный клубный бит, скрещенный с хоралами григорианских монахов, - протяжную, певучую, невообразимо распевную и медитативную музыку. Порой грустную, порой мечтательную, но всегда идущую как бы откуда-то из Веселенной и из глубин души, из подсознания. А еще порой ощущение, что она совсем не земного, а какого-то космического происхождения...
А в своей повседневной жизни он был мужем, композитором и продюсером успешной поп-певицы Сандры. Темноволосая красавица с томным, жеманным вокалом и пикантными порочно-капризными нотками почиталась за звезду традиционного евро-диско. Вот Крету и создал проект, так сказать, "для души", а Сандра, естественно, ради семейного бюджета и поддержки супруга даже спела на первых альбомах Enigma. Не зря: ведь уже дебютнй релиз MCMXCa.D стал популярным. А еще - очень технологичным, устремленным в будущее: к новым звукам, экспериментам и саунду грядущих десятилетий. А проект Enigma оценили как поклоники популярных жанров, так и немалое количество апологетов симфонической музыки, электроники и нью-эйджа.
При этом Крету практически обходится без живых инструментов, активно использует вокальные сэмплы, а голоса солистов, поющих на альбомах Enigma, порой подвергает то "космической", то григорианской, то мистически-романтичной обработке. После очень успешных дисков Cross Of Changes, The Screen Behind The Mirror и Voyageur Крету пять лет не записывал новых программ Enigma. И вот наконец долгожданная премьера. Уже без Сандры (их брак и соответственно творческий союз распались), но с немалыми собственными вокальнми амбициями. То, как Мишель поет вне студии, впрочем, установить вряд ли возможно: звуковые дорожки Enigma так технически самобытно и причудливо обработаны, что, возможно, какие-то из партий мог спеть и пингвин. Но после всех инноваций и звукорежиссерских затей диск звучит так неповторимо, что Enigma вряд ли возможно с кем-то спутать.
В новом диске с избытком космического звучания, отчужденности, страсти, холода, ненавязчивой хитовости мелодий. Порой даже элементов симфо-рока и нео-готики. Про альбом Seven Lives Many Faces (как раз седьмой релиз проекта) очень точно говорит уже его название, которое правильнее перевести как "Семь жизней - много лиц". Релиз как раз и получился очень разноплановый, масштабный, яркий по эмоциям и щедрый на настроения. Под одни композиции хочется витать в мечтах, под другие - комфортно и необременительно рсслабляться после трудового дня. А большинство впору адаптировать и как небанальные, страстные, медленные танцы. Но особенно удался, пожалуй, самый первый сингл альбома - Seven Lives. В нем Крету замешал чистоту звучания в традициях Лондонского симфонического оркестра с грубым хип-хоп-битом в духе окраин нью-йоркских районов Бронкс и Квинс. Тем более интересно, в какие еще эксперименты занесет непредсказуемого и креативного технократа из Enigma.