01.12.2008 00:00
Экономика

В Санкт-Петербурге построят первую плавучую атомную теплоэлектростанцию

Первую плавучую атомную теплоэлектростанцию построят в Санкт-Петербурге
Текст:  Сергей Птичкин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4802)
Читать на сайте RG.RU

Россия может и должна открыть новую страницу в мировой электроэнергетике. У нас для этого есть все, но, как всегда, что-то мешает.

Для того чтобы разобраться в ситуации, складывающейся вокруг строительства и продвижения на рынок плавучих атомных теплоэлектростанций (ПАТЭС) в Нижегородской области, по инициативе главы "Росатома" Сергея Кириенко прошла большая научно-практическая конференция.

А ситуация сложилась действительно парадоксальная. С одной стороны, мы имеем все необходимое для начала настоящей экспансии ПАТЭС на мировом рынке, с другой - никак не можем решить отнюдь не сложные организационно-технические и правовые вопросы.

Суть ПАТЭС проста. На плавучую платформу устанавливается один или несколько атомных энергоблоков, которые способны на протяжении десятилетий вырабатывать электроэнергию, давать паровое тепло и опреснять морскую воду. Интерес к таким станциям уже проявили почти все прибрежные страны Африки, государства Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Приоритетом пока пользуются российские проекты. Почему? Да потому, что, оказывается, и это подтверждено данными МАГАТЭ, судовые реакторы, созданные нижегородским конструкторским бюро имени И.И. Африкантова (именуемом сейчас "ОКБМ Африкантов"), являются самыми надежными в мире и обладают самой высокой удельной энергоотдачей. Американцев мы опережаем на целое поколение.

К тому же "Росатом" предложил самый оптимальный способ продвижения таких станций на рынок: строим, эксплуатируем, утилизируем. Любой потребитель энергии, тепла или воды в нашей стране или за рубежом заключает лизинговое соглашение и получает, что хочет. ПАТЭС буксируется в оговоренную точку, становится у причальной стенки и практически сразу начинает работать. Станцию обслуживают только российские специалисты самой высокой квалификации. Потребитель не тратится на сложную инфраструктуру, сопровождающую строительство собственных энергообъектов, а сразу покупает товар в чистом виде.

Идея строительства плавучих АЭС с использованием ледокольных технологий возникла еще в СССР. Реализовать ее помешал Чернобыль и развал Союза. Однако отечественная научная мысль на месте не стояла, и, как показала конференция, в судовой ядерной энергетике мы действительно лидируем. Помимо классических, проверенных и надежных энергоблоков, проектируемых в Нижнем Новгороде, уже есть проекты ядерных установок, в которых электроэнергия получается за счет термоэмиссии, а не от генератора, вращаемого турбиной. Такие установки могут давать ток десятилетиями при минимальном техническом обслуживании. Детально проработаны проекты подводных атомных станций. Субмарины, являющиеся энергоблоками, собираются пакетами до любой необходимой мощности и погружаются на определенную глубину. Такие подводные АЭС незаменимы как при освоении подледных богатств Арктики, так и промышленной разработки дна Мирового океана.

Ничего подобного, к примеру, в США нет даже в проектах. Однако доминировать на рынке станет тот, кто первым предложит не прекрасные в виртуальном виде конструкции, а реальные плавучие энергоблоки. Первыми, стоит повторить, объективно должны быть мы.

В апреле 2007 года в Северодвинске заложили плавучий энергоблок, назвав его "Академик Ломоносов". Предполагалось, что установку введут в строй в 2011 году - к трехсотлетию рождения Михаила Васильевича. И должна она будет стать первой демонстрационной плавучей атомной станцией. Потенциальные потребители со всего света могли бы приезжать оценивать чудо нашей техники и делать заказы на целые флотилии подобных блоков. Но как-то сразу все не заладилось, причем чисто организационно. В конце концов "Росатом" принял решение передать строительство в Питер, туда, где рождались наши атомные ледоколы. Может быть, это и разумно.

Однако как показали выступления весьма компетентных специалистов в области судовой ядерной энергетики, для того, чтобы плавучая АТЭС имени первого русского академика через два с небольшим года вошла в строй, предстоит решить массу вопросов. Большая часть из них лежит в правовом поле или носит сугубо организационный характер.

Плавучие атомные теплоэлектростанции действительно открывают новую страницу в снабжении человечества чистой энергией и пресной водой, но ни в отечественном законодательстве, ни в зарубежном суть и место ПАТЭС никак не прописаны. Ростехнадзор просто не даст разрешения на начало эксплуатации, так как у него нет на этот счет никаких регламентирующих документов.

И наконец надо определиться, кто же будет проектировать не только энергоблоки и корпуса судов для их размещения, но и сами теплоэлектростанции. А пока "Ломоносов", как и триста лет назад, начинает свое путешествие с русского Севера, только не в Москву, а в Санкт-Петербург.

Энергетика