02.12.2008 01:20
Общество

Лидия Графова: Упрощенный порядок возвращения соотечественников должен действовать бессрочно

Заканчивается срок действия законодательной нормы, упрощавшей для наших соотечественников путь к гражданству
Текст:  Лидия Графова (председатель исполкома "Форума переселенческих организаций")
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4803)
Читать на сайте RG.RU

На днях получила по электронной почте письмо:

"Здравствуйте, Л. Графова! Нашел в Интернете вашу давнюю статью про издевательский закон о гражданстве, сделавший всех русских и русскоязычных соотечественников де-юре иностранцами. И снова душа вскипела обидой за мою маму, которая (это подтверждение ваших тревог, высказанных еще 6 лет назад!) уже на протяжении нескольких лет пытается получить гражданство, а ей в ответ: "У вас нет оснований для получения гражданства". Ну а какие основания еще нужны, если она русская и хочет, чтобы она сама и ее дети жили полноправно в России, а не скитались "иностранцами" на чужбине"?!

Почти каждый день получаю письма-SOS от "нелегалов поневоле", и многие из них ношу в Федеральную миграционную службу. Порой получается помочь их авторам распутать бюрократическую паутину, но часто мешают заковыристые инструкции. Мне говорят: сочувствуем, конечно, и по-человечески нужно бы помочь, но закон есть закон. Понимаю и даже в свою очередь сочувствую служителям закона, которым он запрещает быть милосердными. Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить руководителей Управления по гражданству ФМС России за неформальный подход к человеческим бедам и просьбам о помощи. Но вот автор этого письма никакой помощи не просит, он уже отчаялся: "Пишу вам только для того, чтобы отвести душу".

Никто точно не знает, сколько их, бесправных неграждан, живет в России. Отказы миграционные службы не фиксируют. Доберется какая-нибудь "нелегальная" старушка из глубинки до райцентра, отстоит очередь к паспортистке, покажет ей советский паспорт без всякой прописки, разозлит ее своей бестолковостью, да еще услышит, что надо анализы на СПИД и прочие "ужасти" сдавать, - испугается и больше не вернется. Те, кто годами обивает эти пороги, но никак не может сдать документы на так называемое разрешение на временное проживание (квота на это РВП, как ни странно, часто заканчивается, даже не начавшись), тоже учету не подлежат.

В мировой практике акции легализации мигрантов по упрощенной процедуре проводятся весьма часто и называются "иммиграционными амнистиями". Нашим правоведам слово "амнистия" не нравится: нельзя, возражают они, применять уголовный термин к нашим соотечественникам, они же не преступники. Предлагается другой, трудно выговариваемый термин: "регуляризация".

Итак, быстрая массовая амнистия (ее можно было бы провести по указу президента) нам не подходит. У нас - "регуляризация". С каким скрежетом перемалывает неторопливая бюрократическая машина человеческие судьбы, всем известно. И не стоило бы во времена мирового кризиса выносить на страницы еще и плач по гражданству, но дело в том, что сейчас над "нелегалами поневоле" нависла новая угроза.

Осталось совсем немного времени - 31 декабря заканчивается срок действия части 4-й статьи 14-й Закона "О гражданстве РФ", упрощавшей для наших соотечественников путь к гражданству до 6 месяцев. Продлевать действие этой нормы, насколько известно, Госдума не собирается.

Наверное, многим читателям моя тревога покажется напрасной. Зачем, скажут, поднимать панику, ведь совсем недавно Госдума уже приняла облегчающие поправки в Закон "О гражданстве РФ". О тех поправках действительно было много радостных публикаций, и некоторые депутаты уверены, что теперь у наших соотечественников никаких проблем с гражданством не будет.

К сожалению, все не так. Хорошие поправки, избавляющие соискателей гражданства от сбора кипы справок, изнурительных хождений по кабинетам и поборов на каждом шагу, адресованы узкой группе лиц, которые прибывают к нам по программе содействия добровольному переселению соотечественников. То есть только для новеньких. Тем же, кто без программы и без какого-либо содействия государства давно переселился в Россию и по каким-то причинам (чаще всего из-за бюрократических козней) не смог получить российский паспорт, эти поправки ничего не дают. Хуже того - отнимают надежду. Ведь теперь у небольшой группы депутатов, ратующих за продление срока действия той ч. 4 ст. 14, выбивается почва из-под ног. Нельзя же в самом деле без конца латать один из важнейших законов страны. К тому же срок упрощающей части 4-й уже дважды, мол, продлевался.

Дело в том, что когда весной 2002-го принимался новый Закон "О гражданстве РФ", этой части ст. 14-й в нем вообще не было. И слово "соотечественники" просто не употреблялось. Тогда же, в апреле 2002-го, в Москве состоялся Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту мигрантов, на котором присутствовали самые высокие лица, отвечающие за миграцию. Было потом множество "круглых столов", коллективных обращений. Элла Памфилова устраивала правозащитникам встречу в администрации президента. И вот в 2003-м президент внес поправку в закон - ту самую часть 4-ю. Сроком на три года. Но этого времени не хватило на то, чтобы выдать гражданство более чем миллиону переселенцев, не имеющих правового статуса. В 2006-м срок действия поправки продлили на год. Опять не хватило. В прошлом году в Думе шла нешуточная борьба за то, чтобы снять ограничение срока с этого упрощения. Удалось оттянуть время еще на один год. И вот срок кончается...

Почему так мучительно идет даже упрощенный процесс, "РГ" показывала на живых примерах много раз. На сегодня хватит примеров. Сошлюсь на обобщающее мнение Уполномоченного по правам человека в РФ В. П. Лукина. В письме президенту РФ от 27 октября с. г. он пишет:

"...Установление предельных сроков действия упрощенного порядка приобретения российского гражданства строилось на предположении о том, что большинство бывших граждан СССР, желавших стать россиянами, уже приобрели гражданство РФ. Такая оценка представляется не вполне обоснованной, поскольку у многих из них стремление приобрести гражданство РФ возникает именно в последние годы по мере становления национальных государств в бывших республиках СССР".

Лукин предлагает тот же выход, который не удалось "пробить" в прошлом году депутатам Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками: "упрощенный порядок... должен не продлеваться, а действовать бессрочно".

В обоснование своей позиции Уполномоченный приводит красноречивую статистику. За первое полугодие текущего года по программе добровольного переселения прибыли в Россию и, значит, быстро получат гражданство 3256 соотечественников. А в упрощенном порядке (и в большинстве по той самой ч. 4 ст. 14) на 1 июля с.г. получили гражданство 194 157 давно переселившихся. Сравните цифры и представьте, что будет, когда ч. 4 прекратит свое действие. Стопор будет.

Не могут же давно переселившиеся стать вновь прибывшими. Им, правда, предлагают "объездной" путь: а вы возвращайтесь в свою республику, подавайте заявление, заполняйте анкету, получайте свидетельство участника программы и тогда сможете быстро получить гражданство. Это священное свидетельство выдавать непосредственно в самой России строго запрещено. Нет, бросайте все, поезжайте. Чего, мол, вам стоит. Если даже допустить, что тысячи "нелегалов" ринутся в такое фантастическое путешествие за гражданством, как они потом могут возвратиться именно в те российские места, где уже успели за годы как-то обустроиться, найти работу? Ведь в программе всего 12 "пилотных" регионов, да и в них выбраны по нескольку не лучших районов. Не случайно же так тормозится добровольное переселение.

Упрощенный порядок должен не продлеваться, а действовать бессрочно

Может быть, депутаты, принимая такие обманные по сути поправки в закон, считали, что тем самым они оптимизируют программу? Увеличат, так сказать, "биомассу"...

Горько смотреть, как долгожданная программа будто специально заводится в тупики. Правда, за неполную вторую половину этого года количество ее участников уже удвоилось. И если важные коррективы, которые предлагает ФМС, будут наконец утверждены, есть надежда, что дело пойдет веселее. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы погибла сама идея возвращения соотечественников на родину. Есть множество объективных трудностей, которые мешают ее воплощению. Но когда бываешь в республиках исхода, только и слышишь, что главный тормоз - это неверие соотечественников, что России они действительно нужны. Не получится, увы, привлечь столь необходимых нашей стране новых переселенцев, пока давно приехавшие маются здесь у нас, не имея законного гражданского статуса.

Миграция