1 декабря завершилась предварительная регистрация химических веществ, предназначенных для экспорта в ЕС.
Новый порядок комментируют для "РБГ" эксперты минэкономразвития
С 1 июня 2007 года Евросоюз ввел новый технический регламент по химическому составу импортируемой в ЕС и производимой продукции - REACH. Это новая политика ЕС в отношении химических веществ. Основной принцип, заложенный в регламент, заключается в том, что на территории Евросоюза обращение любых химических веществ будет разрешено только в том случае, если эти вещества зарегистрированы в Европейском химическом агентстве (ЕХА). Система REACH является обязательной для всех экономических операторов в ЕС (производителей или импортеров), занимающихся производством и импортом продукции, содержащей химические вещества, подлежащие регистрации, если объем производства или импорта конкретного химического вещества превышает 1 тонну в год.
Обращаем внимание на то, что выполнять требования регламента REACH должны в первую очередь производители ЕС и импортеры. В том случае если импортер отказывается от регистрации химических веществ или ваше предприятие не хочет разглашать какую-либо конфиденциальную информацию, связанную с выполнением требований системы REACH своим импортерам, ЕС предоставляет возможность экспортерам из третьих стран учредить (или заключить договор) с единственным представителем - резидентом ЕС.
С 1 июня по 1 декабря 2008 года компании-экспортеры имели право пройти предварительную регистрацию. Будет ли продлена предварительная регистрация, что грозит российским экспортерам, не прошедшим ее? - с этими вопросами мы обратились в Мин экономразвития России. Нашим консультантом стали Вероника Никишина, начальник отдела урегулирования споров по международным соглашениям департамента торговых переговоров, и Елена Стоянова, ее заместитель. Вот что они нам рассказали:
- Предварительная регистрация - это письменно выраженное согласие компании на участие в непосредственно процедуре регистрации химических веществ. С 1 июня по 1 декабря 2008 года российские компании имели возможность сообщить в ЕХА о своем желании принять участие в подготовке регистрационного досье на производимые ими вещества. Необходимо было лишь идентифицировать вещества, идентифицировать себя и заполнить анкету на сайте ЕХА. С 1 января 2009 года компании, сообщившие о себе в ЕХА, могут приступать к выполнению требований по регистрации.
Сама по себе регистрация - это подготовка регистрационного досье и отчета о безопасности на каждое производимое вещество. После 1 января 2009 года список предварительно зарегистрированных веществ и компаний, их нотифицирующих, будет опубликован на сайте ЕХА. Далее по каждому веществу будет организован форум по обмену информацией, и затем уже подготовленные досье и отчет будут предъявляться в ЕХА либо совместно, либо каждым предприятием отдельно.
Несмотря на то, что ряд стран (в том числе и Россия) обращались к ЕС с просьбой отсрочить данную дату, по всей видимости, этого не будет. Если компания не приняла участие в предварительной регистрации - доступ с 1 января 2009 года для продукции такого предприятия в ЕС будет закрыт. Желание выйти на рынок ЕС вновь будет сопряжено со штрафными санкциями (разных в зависимости от страны) и необходимостью предъявления полного регистрационного досье на каждое химическое вещество. Исключение из этого правила - только если компания является новым поставщиком; тогда сроки предварительной регистрации переносятся.
Основные стадии системы REACH уже хорошо всем известны: регистрация, оценка и авторизация. Обращаем ваше внимание, что целью системы REACH является устранение потенциально опасных веществ с рынка ЕС и замена их на безопасные аналоги. Регистрация - самая затратная и обременительная стадия для производителей, но самой бюрократической и ограничивающей станет авторизация, согласно которой на использование веществ, которые будут классифицированы в качестве канцерогенов, мутагенов и репродуктивных токсикантов 1 и 2 класса, необходимо будет получать разрешение. Путем выдачи ЕХА по согласованию с КЕС персональных разрешений каждому предприятию будет осуществляться контроль рынка потенциально опасных веществ с целью постепенной их замены на безопасные аналоги.
По нашей оценке, именно на стадии авторизации будет появляться максимальное количество споров, связанных с отнесением тех или иных веществ к опасным.
Еще одна реальность - проведение Комиссией ЕС новой и старой политики в отношении химических веществ одновременно. Так, в соответствии с директивой 67/548/ЕЕС Комиссия ЕС в июне 2008 года одобрила классификацию более 800 веществ как потенциально опасных в рамках 30-го протокола адаптации к техническому прогрессу. В настоящее время ведется активное обсуждение проекта 31-го протокола. Минэкономразвития России рекомендует российским предприятиям наладить мониторинг этих процессов в ЕС. Ведь от того, как будет классифицировано производимое или используемое в составе продукции вещество будет зависеть перспектива развития вашего предприятия.
За исключением руководств по исполнению REACH (RIPs), отраслевые ассоциации ЕС подготавливают (или уже подготовили) соответствующие разъяснения в помощь своим членам. Найти эти разъяснения можно на сайтах этих ассоциаций. И, конечно, необходимо осуществлять мониторинг событий на официальном сайте Европейского химического агентства http://echa.europa.eu.
Хотелось бы обратить внимание еще на один момент. По имеющейся информации, в российских регионах сейчас появляется много консалтинговых фирм, зачастую сомнительной квалификации, обещающих зарегистрировать в ЕХА все химические вещества "без проблем". Минэкономразвития просит серьезно отнестись к процедуре выбора единственного представителя, а главное - его компетентности и надежности. Ведь именно от его действий будет зависеть судьба вашего предприятия на рынке ЕС.
Отношения между вашим предприятием и единственным представителем относятся к сфере частного права, не регулируются КЕС и ЕХА. Обратите самое серьезное внимание на следующие параметры ваших договоров: обеспечение конфиденциальности передаваемой информации, права собственности на регистрационный номер и регистрационное досье, ответственность за невыполнение обязательств.
Как показывает наш анализ, российские экспортеры делятся на две категории - кто все знает, является продвинутым, но все равно имеет массу вопросов. И те, кто ничего не знает, не хочет знать и рассчитывает переложить ответственность за регистрацию производимых им химических веществ на государство. Во втором случае экспортеры вообще лишаются рынка ЕС, и повторный выход будет сопряжен штрафными санкциями и необходимостью установления новых деловых контактов с европейскими потребителями.
Первая проблема для производителей и экспортеров заключается в необходимости прочитать и осознать весь набор требований, которые должны быть выполнены, прежде чем их продукция будет иметь право обращаться на рынке ЕС.
В чем заключается роль государства в этом процессе? Это обеспечение недискриминационного и благоприятного доступа на рынки иностранных государств.
Обеспечить недискриминационность новых правил и их правоприменение - непосредственная задача государства. То есть проводить мониторинг того, насколько новый режим торговли соответствует имеющимся у страны-партнера международным обязательствам с Россией и правилам международной торговли - задача, которая повседневно решается на государственном уровне.
В этой работе важную роль играет активная позиция бизнеса, особенно при анализе правоприменения. Минэкономразвития России приглашает предприятия и российские ассоциации и объединения к сотрудничеству.
И напоследок.
Хотелось бы предостеречь от такой крайности как призывы к российскому правительству ввести российский REACH в качестве ответной меры и наказать этим иностранную продукцию. Скорее стоит рассмотреть целесообразность применения в России еэсовского подхода к регулированию оборота химических веществ, имея целью обеспечение безопасности на российском рынке.
Если и говорить о необходимости введения ограничений на импорт и обращение опасных веществ, то такие действия должны быть хорошо продуманы и иметь отлаженный механизм их соблюдения. Никакие искусственные и необоснованные барьеры не приносят пользы, зато потребители такой продукции могут серьезно пострадать. Совершенно другое дело, если квалифицированные специалисты займутся разработкой в России новых правил обращения химических веществ, но не с целью кого-то не пускать на него, а с целью исключить нанесение вреда здоровью человека, животных и окружающей среды ненадлежащим производством или обращением потенциально опасных химических веществ.
Еще одна крайность - воспользоваться результатами классификации REACH, слепо скопировав их в свое законодательство. Необходимо иметь в виду, что правоприменение классификации химических веществ даже в ЕС может осуществляться с ошибками. В качестве примера можно сослаться на претензии по линии ВТО третьих стран к Комиссии ЕС по проведенной недавно классификации боратов и солей никеля. В данных случаях процедура их классификации, по мнению экспертов, была проведена с существенными нарушениями. А результаты, несомненно, будут иметь негативный эффект на развитии предприятий (имеется в виду их подпадание под процедуру авторизации и последующее удаление этих веществ не только с рынка ЕС, но и многих других стран).