02.12.2008 01:00
Культура

РГ-Фото: В ГМИИ имени Пушкина открылись "Декабрьские вечера Святослава Рихтера"

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылись "Декабрьские вечера Святослава Рихтера"
Текст:  Ирина Муравьева Сергей Савостьянов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4803)
Читать на сайте RG.RU


В двадцать восьмой раз в Белом зале музея изобразительных искусств открылся фестиваль "Декабрьские вечера", со времен основания Святославом Рихтером сохраняющий статус самого элитарного культурного события зимней Москвы.

В этом году музыкальные вечера будут проходить в антураже живописи Уильяма Тернера под девизом "Посвящение Тернеру: образ и звук". Старт программе дал Камерный ансамбль американского скрипача Пинхаса Цукермана (The Zukerman ChamberPlayers), исполнивший сочинения Дворжака, Брамса и Элгара.

Несмотря на "английский" акцент нынешних "Декабрьских вечеров", центральный персонаж которых неистовый и гениальный британец Уильям Тернер предстает в окружении композиторов-соотечественников Перселла, Генделя, Элгара, Бриджа, Тавенера, Воан-Уильямса, Айрленда, концерт-открытие в Белом зале музея прошел с дополнительным подтекстом. Уже второй вечер подряд выдающийся скрипач Пинхас Цукерман выступал в Москве, представляя не только произведения композиторов, но и звучание музыкальных инструментов - скрипок итальянца Джузеппе Гварнери дель Джезу, легендарного мастера, помечавшего свои творения монограммой IHS (Jesus Hominem Salvator - "Иисус - спаситель человечества"). Этот формат концертов, представляющих "скрипку как произведение искусства", открыл в Москве меценат Максим Викторов, выкупивший в личное владение скрипку Гварнери "Экс-Вьетан" 1741 года и представивший ее весной в концерте Цукермана для московской публики.

На этот раз целых три Гварнери - "Экс-Вьетан", "Душкин" (собственность Цукермана) и "Изаи" (Японский музыкальный фонд) - прозвучали в Большом зале консерватории в программе "Посвящение Гварнери дель Джезу". Бесплатный концерт с участием лондонского Королевского филармонического оркестра, Цукермана, виолончелистки Аманды Форсайт и скрипачки Джессики Линненбах собрал беспрецедентный аншлаг: двери галерок были распахнуты настежь, а студенческая публика оккупировала все проходы и территории вокруг зала, где было хоть что-то слышно.

Редкий случай, но солисты с оркестром, выступавшим в Москве без дирижера, смогли превратить вполне серьезную музыкальную программу, состоявшую из Серенады для струнных Элгара, Концерта для скрипки и виолончели с оркестром (B-dur) Вивальди и Концерта для двух скрипок с оркестром (d-moll) Баха в радостный фейерверк классики, где легкость и естественная слаженность общего ансамбля и исполнительских смыслов представляла феномен музыкальности в чистейшем виде. С той же непринужденностью Цукерман превратил в мини-концерт и пресс-конференцию в музее-квартире Святослава Рихтера, посвященную нынешней программе "Декабрьских вечеров", исполнив в ансамбле с пианисткой Татьяной Гончаровой (США) несколько сочинений Фрица Крейслера.

Завершится фестиваль 30 декабря необычной программой из духовой музыки Генделя и его современников - Баха, Зеленки, Телемана с участием знаменитого французского гобоиста Мориса Бурга, Алексея Огринчука и итальянского фаготиста Серджа Адзолини.

прямая речь

Ирина Антонова,
директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина:

- В этом году "Декабрьские вечера" проходят в двадцать восьмой раз, и эта дата очень значительна для любого фестиваля, тем более что наш фестиваль все эти годы проходил без пропусков и не снижал своего уровня. Особенность наших "Вечеров" состоит в том, что это не просто серия концертов, когда музыканты приходят поиграть в музейных интерьерах, а подлинное единение искусств: музыки, живописи, графики. Мы продумываем музыкальную программу под выставку, хотя бывало и наоборот. Когда-то у Святослава Рихтера возникла идея: "Мы должны поиграть три Ш: Шуберта, Шумана и Шопена", и нам уже везли "под композиторов" работы из Лувра, Польши, Эрмитажа. Но в любом случае на нашем фестивале музыка не бывает иллюстрацией живописи, так же как и живопись - музыки. Это невозможно и нет смысла к этому стремиться. Мы всегда рассчитываем на ассоциации слушателей: кто-то хорошо видит, кто-то лучше слышит. Для всех же - это попытка почувствовать другой вид искусства. "Декабрьские вечера" в этом году посвящены Тернеру - одному из оригинальнейших пластических дарований в мировом искусстве.

Музыка