Рыбу, выловленную нашими рыбаками, будем возить в Россию, твердо заявил вчера первый вице-премьер Виктор Зубков на селекторном совещании с руководителями приморских регионов. И добавил, что чиновники должны встречать и провожать траулеры в порту так же, как жены - рыбаков.
С первого января 2009 года вступает в действие статья закона о рыболовстве, которая предписывает рыбакам доставлять все уловы из исключительной экономической зоны России на российскую же таможню. Виктор Зубков напомнил, что до сих пор половину всей пойманной рыбы (а это больше 1,5 миллиона тонн) рыбаки вывозили за рубеж прямо из двухсотмильной зоны, не показываясь в виду родных берегов. Из-за этого рабочие места образовывались за границей, казна недополучала налогов. А российские едоки - рыбы.
"Теперь этого не будет", - заявил первый вице-премьер и пообещал, что на государственную поддержку могут рассчитывать те компании, которые доставляют рыбу на российский берег и налаживают ее переработку в своей стране. В условиях мирового финансового кризиса это более чем серьезное предупреждение.
Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний конкретизировал: субсидии на уплату части процентной ставки по кредитам в первую очередь получат те рыбопромышленники, которые еще и инвестируют в развитие отечественного бизнеса.
В общем, лозунг "российскую рыбу - на российский берег", сформулированный Владимиром Путиным около года назад, уже приобретает вид жесткой государственной политики в области рыболовства. В частности, речь на селекторном совещании шла о выполнении постановления правительства, которым еще весной были установлены предельные сроки ожидания рыболовецкого судна в порту - три часа на рейде и три часа на оформление документов. Раньше эта процедура порой занимала несколько суток. И рыбаки объясняли свое стремление разгружать уловы в портах сопредельных государств значительными потерями времени и денег в родных гаванях.
Сейчас, как доложили региональные руководители, в большинстве случаев, хоть и с "шероховатостями", постановление выполняется.
Участники совещания много говорили о своих опасениях, связанных с недавним приказом минсельхоза, в котором регламентирована деятельность в портах Россельхознадзора. В нем, с точки зрения рыбаков, заложена возможность задерживать суда на несколько суток. А это чревато большими убытками.
Впрочем, руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил критикам, что новый приказ и документы на экспортную рыбу необходимы для того, чтобы "к нам никто не придрался". И пригласил приморских чиновников и рыбаков к диалогу.
В ходе селекторного совещания сдвинулись с мертвой точки еще два вопроса, которые довольно ощутимо бьют по карману и рыбопромышленников, и всех российских потребителей морепродуктов. Виктор Зубков предложил мурманскому губернатору Юрию Евдокимову подготовить письмо о необходимости внести поправки в Налоговый кодекс, которые прямо касаются рыбы. Дело в том, что сейчас рыбопромышленники обязаны платить налог на добавленную стоимость за запасные части для судов, которые они покупают за границей. Каждый заход домой выливается в огромные платежи. В результате многие российские суда вообще не заходят в родные порты. Из Мурманска, например, рыбаков регулярно возят автобусами на работу в норвежский Киркенес. К тому же селедка и треска, которые могли бы прямиком попадать в мурманский порт, сначала получают "норвежскую прописку", а уже потом, изрядно подорожав, попадают на территорию России. Юрий Евдокимов предложил объявить амнистию по НДС на импортные запчасти или снизить платежи на 95 процентов. В противном случае не будет, по его мнению, ни рыбы, ни даже этих пяти процентов.
А вопрос о стоимости железнодорожных перевозок рыбы обещал рассмотреть заместитель министра транспорта Александр Мишарин. Юрий Евдокимов сообщил, что сейчас вся рыба из Мурманска отправляется к потребителю автомобильным транспортом. Парадокс, но это выгоднее, чем по железной дороге. Однако если рыбы на берегу с нового года станет много больше, то автомобилей может не хватить. В то же время рефрижераторные секции, которыми на Север доставляют многие продукты, обратно, на юг, следуют пустыми. Александр Мишарин в ответ сообщил, что в ближайшее время будут уточнять ставки железнодорожных тарифов на следующий год. И обещал "рассмотреть предложения" рыбацких регионов.
В любом случае для Андрея Крайнего 1 января 2009 года станет моментом истины. Первыми проверят качество подготовки российского берега для встречи с рыбой добытчики минтая - путина начинается в новогоднюю ночь и продлится до 10 апреля.