Плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС) станут одним из самых востребованных источников энергии уже в ближайшем будущем. Объективно лидерами в их строительстве и продвижении на мировой рынок должна быть Россия. Что мешает?
Конструкция ПАТЭС на первый взгляд проста. На плавучую платформу устанавливается один или несколько атомных энергоблоков, которые должны вырабатывать электроэнергию, давать паровое тепло и опреснять морскую воду. Кстати, пресная вода становится почти стратегическим товаром. По данным ООН, уже сейчас ее дефицит в мире оценивается в 230 миллиардов кубометров. К 2015 году рынок опреснения морской воды достигнет 12 миллиардов долларов США в год.
Идею использовать ядерную энергию в мирных целях первыми предложили американцы, но воплотили в СССР: уже в 1959 году знаменитый ледокол "Ленин" спустили на воду. Наш атомный гражданский флот стал самым массовым в мире. Не удивительно, что мы первыми додумались и до идеи плавучих атомных теплоэлектростанций. Было решено разместить плавучую энергоустановку в прочном ледостойком корпусе. И эту конструкцию буксировать в любую точку по Севморпути. Таких точек только в России намечено восемь. Более двадцати стран мира, как утверждают в "Росатоме", уже проявили интерес к российским плавучим атомным станциям.
Интерес иностранцев можно объяснить тем, что предложен интересный способ продвижения ПАТЭС на рынок по принципу: строим, владеем, эксплуатируем, утилизируем. То есть потребитель, отечественный или иностранный, заключив лизинговое соглашение, сразу приобретает готовый энергетический продукт, не тратясь на строительство дорогостоящей инфраструктуры и утилизацию отработавшего ядерного топлива. Всю техническую часть выполняет Россия. При этом изначально предполагалось, что все работы по строительству и эксплуатации будут вестись на основе частно-государственного партнерства. Была образована дирекция строящихся ПАТЭС, и в апреле прошлого года в городе Северодвинске заложили первый плавучий энергоблок, назвав его "Академик Ломоносов". Однако гладко оказалось лишь на бумаге. Недавно "Росатом" принял решение о передаче строительства на верфи Санкт-Петербурга.
Для разбора ситуации с ПАТЭС по инициативе главы "Росатома" Сергея Кириенко в конце прошлой недели в Нижнем Новгороде прошла межотраслевая научно-практическая конференция. И стало ясно, что, хотя по технической части мы впереди планеты всей, но превратить идеи в рыночный продукт мешает какая-то роковая безалаберность. Представитель Курчатовского института даже вспомнил фразу Жванецкого: у нас есть все, но не везде, не всегда и не в достаточном количестве. Так, ледокольное КБ, которому поручили спроектировать станцию, так и не смогло свести все компоненты воедино. Завершенного проекта и рабочих чертежей
ПАТЭС, как ни парадоксально, до сих пор нет, хотя закладка плавучей платформы уже состоялась. Кроме того, нет даже четкого определения плавучих атомных теплоэлектростанций, как нет на них никаких нормативных документов. И при сдаче "Ломоносова" в эксплуатацию могут возникнуть очень серьезные проблемы с Ростехнадзором.
Не удалось просчитать и реальной стоимости всего проекта. Первоначальная сумма в пять миллиардов рублей оказалась явно недостаточной. Сейчас ее увеличили до десяти миллиардов. Деньги немалые, и их откуда-то надо взять, но многие и весьма существенные вопросы частно-государственного партнерства при реализации крупных и сложных технологических проектов остаются нерешенными.
И это лишь малая часть тех проблем. Практически все они относятся к организационным или правовым. Однако если их не решить, причем в кратчайшие сроки, то приоритеты в области науки, техники и технологий окажутся совершенно бесполезными. Мировой рынок плавучих атомных теплоэлектростанций неизбежно захватят китайцы. В КНР усиленными темпами идет подготовка к массовому строительству плавучих ядерных энергоблоков на основе старых советских технологий. Их станции будут, конечно, хуже и опаснее тех, что могут делать в России, но они возьмут количеством, дешевизной и тем, что станут первыми.