02.12.2008 02:00
Экономика

Эксперт: Кризис не отразился на высокой активности бизнеса в особых экономических зонах

Особые экономические зоны портового типа завершат создание каркаса "территорий новой экономики"
Текст:  Игорь Велетминский
Российская Бизнес-газета - : №0 (681)
Читать на сайте RG.RU

Кризис никак не отразился на высокой активности бизнеса в особых экономических зонах: только за октябрь было зарегистрировано 30 новых резидентов. Более того, скоро стартуют работы по созданию трех портовых ОЭЗ. Об этом сообщил руководитель Федерального агентства по особым экономическим зонам Андрей Алпатов.

Для запуска проектной части работ над портовыми ОЭЗ РосОЭЗ подготовило проекты соответствующих постановлений правительства РФ. Их подписание прогнозируется в ближайшее время. Это и станет началом создания в стране ОЭЗ четвертого (и последнего) типа. Ранее в 2006-2007 годах минэкономразвития провело конкурсы на создание ОЭЗ технико-внедренческих, промышленно-производственных и туристcко-рекреационных зон. Во всех количество заявок от регионов на порядок превышало число победителей, что показывало интерес бизнеса к "территориям новой экономики", как назвали ОЭЗ их "отцы-основатели" из минэкономразвития.

Наконец в июне этого года были подведены итоги федерального конкурса на право создания особых экономических зон портового типа. Победителями конкурса стали три заявки - Хабаровского и Красноярского краев, Ульяновской области. На конкурс поступило 20 заявок от 16 регионов, в том числе 9 - на создание зон аэропортового типа. К участию были допущены 17 заявок.

Интересно, что далеко не все порты стремились трансформироваться в ОЭЗ. Дело в ряде законодательных ограничений.

Создавать портовые ОЭЗ можно на площади не более 50 квадратных километров, при этом территория зоны должна быть единой. Для некоторых портов это условие трудновыполнимо, поскольку территория стивидорной компании может быть разделена федеральными автодорогами. К тому же порт, ставший ОЭЗ, не имеет права сдавать в аренду морские суда и оказывать иные, кроме профильных, услуги.

Для тех, кто вписался в жесткие рамки закона, решающими критериями отбора были технические характеристики портов: по перевалке грузов, обслуживанию судов и периоду навигации. Были учтены и обеспеченность территорий инфраструктурой, и предполагаемое количество резидентов, и объемы инвестиций, и количество новых рабочих мест.

Специалисты РосОЭЗ только что побывали в Советской Гавани (Хабаровский край) для детализации проекта ОЭЗ. Здесь на восьмикилометровом участке берега залива Советская Гавань от мыса Марии до мыса Вячеслава на площади в 4,5 квадратного километра и разместится ОЭЗ. Совгаванский морской порт, один из победителей конкурса, представил проект, который предусматривает три основных направления развития. Это формирование транспортно-логистического узла, создание крупной судоремонтной и судостроительной базы, развитие прибрежного рыболовства и переработки водных биоресурсов.

Основным резидентом ОЭЗ станет горнорудная компания Aricom, являющаяся владельцем порта. В планах компании - строительство в Еврейской автономной области крупного металлургического комбината, который будет добывать с близлежащих месторождений железную руду для переработки. Часть железорудного концентрата будет экспортироваться через новый морской терминал мощностью 7 миллионов тонн. Второй причал будет предназначен для международных контейнерных перевозок.

Уже десять крупных компаний изъявили желание стать резидентами свободной портовой зоны. Грузооборот порта к 2025 году должен возрасти до 25 миллионов тонн в год. Сравним: сейчас этот показатель равен 270 тысячам тонн. Общий объем инвестиций на создание портовой зоны оценивается в 105 миллиардов рублей, из которых 9 миллиардов рублей будет выделено бюджетами всех уровней на создание инфраструктуры. Еще 6 миллиардов рублей инфраструктурных инвестиций дадут внебюджетные источники.

Можно вспомнить, что премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе сентябрьского визита в Ульяновск ознакомился с другим проектом-победителем - "Волга-Авиакарго". Он предусматривает развитие международного аэропорта Ульяновск-Восточный и сборочное производство легких реактивных самолетов Eclipse 500. Для нужд проекта будет построена электростанция мощностью 40 мегаватт. Общий объем финансирования проекта на 2008-2020 годы составляет 23,5 миллиарда рублей, половина из которых - частные инвестиции. Бюджетные поступления за первые 20 лет работы будущей ОЭЗ должны составить более 100 миллиардов рублей. В ОЭЗ будет создано около 5 тысяч рабочих мест.

Особые экономические зоны портового типа создаются сроком на 49 лет. Резидентам предоставляются таможенные льготы: с товаров и оборудования, проходящих через порт, не взимаются акцизы и пошлины, факт пересечения грузом границы зоны является основанием для возврата налога на добавленную стоимость. Региональные власти могут на пять лет снизить или даже вовсе отменить налоги, которые относятся к юрисдикции региона, с компаний, работающих в портовой ОЭЗ.

Досье "РГ"

Всего в России уже создано 13 особых экономических зон. Две ОЭЗ промышленно-производственного типа строятся в Липецкой области и Татарстане. Четыре ОЭЗ технико-внедренческого типа - в Москве (Зеленоград), Дубне, Томске и Санкт-Петербурге. Кроме того, идут работы по созданию семи ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Инвестиции из бюджетов на инфраструктуру шести ОЭЗ до 2010 года составят 68,5 миллиарда рублей. Инвестиции резидентов ОЭЗ прогнозируются в объеме 74 миллиарда рублей. Количество рабочих мест должно составить более 50 тысяч.

Бизнес Минэкономразвития