Полку "серийных ментов" прибыло. Вторую неделю в эфире НТВ разворачивается очередное полотно с запечатленной на нем картиной нелегкой жизни отечественных милиционеров. Называется она "Глухарь". Рекомендована как "первый телевизионный детектив, которому безоговорочно веришь".
"Без прикрас" - это слишком
"Глухарь" - в вечер по будням. Днем - "Мухтар-2". По выходным - "Преступление будет раскрыто". Это на НТВ. На "России" стартовали "Братья детективы".
Поражает даже не количество милиционеров на квадратный сантиметр экрана. Поражает уровень раскрываемости преступлений. Она - стопроцентная. Не припомню ни одного дела, нераскрытого в ходе сериала.
В анонсе "Глухаря" объяснено, почему зритель в данном случае обязан безоговорочно верить сериалу: "ведь жизнь рядовых сотрудников правоохранительных органов отображена в нем без прикрас".
"Без прикрас" - это, пожалуй, слишком. Без прикрас эту реальность показать не реально, а видеть невыносимо. Да и надо ли это делать в будний прайм, когда людям после головной боли на работе и о работе, более всего необходимо расслабиться? Да и для того ли существует этот самый прайм? Мы-то знаем, что он существует для украшения нашего вечернего время препровождения. Так что без лакировки правоохранительной действительности никак нельзя. Другой вопрос: чем можно ее расцветить?
Еще сравнительно недавно ее скрашивали славной компанией незлобивых ментов с "Улиц разбитых фонарей", что под стакан водки с непритязательной закуской отлавливали матерых правонарушителей. Затем мы коротали наш досуг с приятными во всех отношениях правоохранительными дамами Анастасией Каменской и Марией Швецовой. Далее: технологичные расследования в лицензионных сериалах "Закон & порядок" и "След".
Теперь вот снова на экране мы можем увидеть нечто доморощенное, родное...
"Глухарь"
В этом сериале речь не о нераскрытых преступлениях, как можно было бы подумать по его названию. Название восходит к фамилии героя - Глухарев.
Вот он и стал настоящим украшением не очень-то в народе уважаемого силового ведомства. Характер у человека легкий, глаза веселые, улыбка обворожительная, ум проворный. Ко всему этому - недюжинное чувство юмора. Наконец, артист, исполняющий его роль, Максим Аверин - замечательный профессионал. Обаятельный вообще и убедительный в частностях.
Его лучший друг - мент из ДПС. Гаишник в просторечии. Но тоже парень вполне симпатичный, надежный товарищ и верный друг. И тоже с чувством юмора. И опять же с острым чувством справедливости. Они неразлучны, как Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Есть при них еще стажер. Правильный, юридически образованный парнишка. Но он так... чтобы оттенить не вполне правильных и правых в правовом отношении его старших товарищей. Это такое слабое, далекое эхо темы товарища Шарапова. Такое же слабое и непафосное, какое возникает при сравнении Глухаря и его приятеля с Глебом Жегловым.
Не под протокол
Работа у них вроде не пыльная. То есть пыльная, но не смертельная. Убийства, трупы - не их дело. Их дело: один штрафует на дорогах травмоопасных нарушителей, другой разбирается с хулиганами, дебоширами, мелкими грабежами, с проститутками.
Работают они весело, себе в удовольствие, другим на пользу. Но небезошибочно. Отчего вляпываются иногда в какую-нибудь непротокольную историю. Гаишник подвез подвернувшую ногу девчонку до дому. Более того, поднял на руки, хотел донести ее до подъезда, а тут ни с того ни с сего на него (он был не в форме) наскочили какие-то мужики (они были родственниками девчонки), завязалась драка, разбираться с которой пришлось в отделении милиции Сереге Глухарю... Оказалось, что в этой округе свирепствовал маньяк. Вот ребята и возбудились.
Потом возбудились сами милиционеры; им показалось, что они напали на след педофила, проводили его до дверей, избили, вошли в квартиру без санкции прокурора, избили его еще разочек, чтоб тот показания дал на себя. И тут обнаружилось, что "педофил" - не "педофил", а журналист, разрабатывающий ту же проблематику, что и менты. Что делать? Пришлось тут же повиниться, всем вместе надраться... Ну а педофила обезвредили без них.
Были и другие смешные случаи. Будут и еще. Дела у наших Холмса и Ватсона неинтересные в детективной части, но зато занимательные в бытовом, в человеческом отношении. Сериал, надо признать, теплый, душевный. И даже задушевный.
На самом деле "Глухарь" - не тот сериал, которому веришь, а тот, которому, хотелось бы верить. Вернее хотелось бы верить в благородство и в рыцарство сотрудников милиции и ДПС.
Под протокол
Еще следовало бы признать, что "Глухарь" - не то худпроизведение, на примере которого можно популяризировать основы правовой культуры.
Дело в том, что его герои слишком часто вышибают клин правонарушений клином правонарушений: допросы с пристрастием, угрозы, провокации, обыски без санкции и т.д. Нет, они знают, что нарушают. Знают даже, на какой срок может потянуть то или иное пренебрежение к норме Уголовного кодекса. Но идея справедливости для них превыше закона. Как для Жеглова.
Коллизия эта - вечнозеленая. А для нашего времени особенно острая. О ней отечественное кино, в том числе и сериальное, беспрерывно трендит. И правильно трендит. Но коренится-то проблема не в низкой правовой культуре населения, а в слишком большой у нас вилке между Справедливостью и Законом. Тут не до образования гражданина Глухарева. По крайней мере, в самую первую очередь. Тут надобно для начала снизить уровень противостояния между Справедливостью и Законом.
Если говорить под протокол, то обаятельные Робин Гуды с милицейскими погонами морально легализуют свои должностные преступления в глазах телезрителя. Пока, по крайней мере. Ведь сериал еще не закончен. Вопрос теперь в том, смогут ли авторы (а это большая команда) привести своих рыцарей закона & порядка к моральной драме...
Кстати
По странному стечению обстоятельств в сериале выходного дня "Преступление будет раскрыто" фамилия следователя - Глухарева. Эти Глухаревы не родственники; они всего лишь однофамильцы, правда, коллеги.
Ольга Глухарева в исполнении артистки Юлии Меньшовой более правильный милиционер, но почему-то менее занимательный. И потому не такой убедительный. Хотя раскрываемость преступлений у героини опять же стопроцентная.