Конституционный суд Таиланда отстранил премьера от власти и на пять лет отлучил его от политики, распустил три из шести партий правительственной коалиции. Аэропорт Бангкока разблокирован и скоро вернется к нормальной работе. Оппозиция заявляет о своей победе.
Казалось бы, все довольны. Бывший глава правительства отреагировал на решение суда спокойно: "Это не проблема. Я работаю не для себя. Теперь я буду просто гражданином".
Но на самом деле кризис не преодолен, и вздохнуть с облегчением могут разве что сотни тысяч иностранных туристов, которые в ближайшие дни смогут вылететь в родные края.
Оппозиционный "Народный альянс за демократию" (НАД) и сам не уверен в победе. Решение конституционного суда позволило ему снять блокаду аэропорта, которая вызывала все большее раздражение и внутри, и вне Таиланда. И сделать это до национального праздника - дня рождения короля, отмечаемого завтра. Но оппозиция все так же далека от достижения своих целей. Не далее как в сентябре под ее давлением уже был смещен один премьер, которого оппозиционеры считали ставленником ненавистного ей Таксина Чинавата (он лишился власти в 2006 году в результате военного переворота и заочно приговорен к двум годам тюрьмы за злоупотребления). Но вместо одного ставленника страна получила другого. Вонгсават был к тому же не только ставленником, но и родственником Таксина.
8 декабря таиландский парламент выберет нового премьера. Депутаты из расформированных партий, в полном согласии с законом, объединились в новую партию и таким образом сохранили прежнее проправительственное большинство. Можно не сомневаться, что правительство в очередной раз возглавит вполне лояльный Таксину деятель. В этом случае, как уже обещали лидеры НАД, оппозиция снова устроит грандиозные акции протеста.
По убеждению оппозиции, стране нужна новая система выборов. Надо отказаться от принципа "один человек - один голос" и формировать парламент за счет представителей разных социальных и профессиональных групп. Нынешняя система дает все преимущества сторонникам Таксина, который привлек на свою сторону прежде всего деревенские массы, дав им доступное здравоохранение, образование, сельскохозяйственные кредиты и прочие блага.
Оппозиция говорит, что деревня остается темной и забитой, неспособной голосовать осознанно. А "деревенские" отвечают, что вполне могут отличать дурное от хорошего и не хотят танцевать под дудку образованной столичной элиты.
Бывший член кабинета министров Чайсаен считает, что, если оппозиция продолжит настаивать на формировании невыборного правительства, это может привести к гражданской войне: "Почему мы потворствуем НАД, который устраивает террористические атаки против правительственных зданий и демократической системы? Почему все тайцы должны склонять головы перед их требованиями и приказами?"
Сторонники распущенных партий говорят о "судебном государственном перевороте" и начинают свои акции протеста.