05.12.2008 03:00
Власть

Юрий Башмет: Защита прав коллег по музыкальному цеху - мой профессиональный долг

Текст:  Евгений Анисимов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4807)
Читать на сайте RG.RU

Министерство культуры РФ в лице Росохранкультуры назначило на 5 декабря 2008 года заседание аккредитационной комиссии по выбору организации, которая должна будет управлять на коллективной основе смежными правами в России. Прокомментировать ситуацию мы попросили выдающегося музыканта современности народного артиста СССР Юрия Башмета, который одновременно является президентом старейшей российской организации по защите смежных прав - Российского общества по управлению правами исполнителей (РОУПИ).

Российская газета: Скажите, что представляет собой РОУПИ сегодня и как вы при вашей загруженности находите время участвовать в его работе?

Юрий Башмет: Российское общество по управлению правами исполнителей первым в стране начало заниматься защитой прав исполнителей и изготовителей фонограмм - с 1993 года, фактически с того момента, как в России появилось само понятие "смежные права". Не будет преувеличением сказать, что именно РОУПИ своей работой создало правоприменительную практику по защите смежных прав.

Сегодня РОУПИ - самая крупнейшая в России организация данного направления, у нее развернутая сеть филиалов, охватывающая все регионы, она сотрудничает с региональными органами исполнительной власти и правоохранительными органами, является членом двух крупнейших международных сообществ - всемирного SCAPR и европейского AEPO-ARTIS, имеет договоры о взаимном представительстве интересов с 28 аналогичными иностранными обществами, является постоянным участником наиболее значимых международных мероприятий в сфере защиты смежных прав. Это говорит и об опыте, и об авторитете РОУПИ как на российской, так и на международной арене.

Я работаю в РОУПИ с одной целью: помочь становлению в России механизма по защите прав исполнителей. Будучи сам музыкантом, я прекрасно знаю, какой это нелегкий хлеб и насколько наши музыканты материально незащищены. Миссия РОУПИ, которое я возглавляю, - защищать интересы музыкантов и выстраивать справедливый и надежный механизм сбора и распределения причитающихся правообладателям гонораров. Это благородная и необходимая задача, над которой мы в РОУПИ трудимся, можно сказать, не покладая рук. И результаты этой деятельности налицо: благодаря РОУПИ музыканты и изготовители фонограмм получают через нас законные отчисления, разработанный государством правовой механизм работает все лучше и лучше.

РГ: Министерству культуры предстоит аккредитовать организацию, которая будет уполномочена собирать средства в пользу правообладателей. Какие у РОУПИ ожидания в отношении этой аккредитации?

Башмет: Эта тема сейчас активно обсуждается, и я всякий раз от лица РОУПИ говорю, что мы хотим только одного - максимально справедливого решения аккредитационной комиссии. Есть несколько организаций, претендующих на аккредитацию, я не хочу и не буду разбирать достоинства и недостатки каждой из них. Скажу одно: РОУПИ - старейшая и самая авторитетная, она полностью соответствует всем требованиям законодательства. Нас много раз проверяли и перепроверяли, поскольку мы - крупнейшие, и все проверяющие комиссии только подтверждали нашу адекватность. И мы, на практике прекрасно зная, насколько это непростое дело - управление смежными правами, - выступаем за максимальную прозрачность и справедливость решения. Нельзя давать аккредитацию, оценивая только обещания или возможности и заслуги некой родственной организации. Я бы очень предостерег от возможной ошибки, потому что она сказалась бы самым негативным образом на российских исполнителях, чьи интересы мы активно защищаем.

РГ: Вы сказали, что РОУПИ активно работает в регионах. Можно назвать, в каких именно?

Башмет: РОУПИ работает фактически со всеми регионами. Среди тех, с кем наиболее хорошо развиваются отношения, можно назвать Москву, Санкт-Петербург, Архангельск, Дальний Восток, Омск, Самару, Мурманск, Сургут, Иркутскую область, Волгоградскую область, Тульскую область, Республику Татарстан и другие регионы. То есть, как видите, мы работаем по всей России, защищая интересы наших правообладателей.

РГ: Эта работа сильно отвлекает вас от основной деятельности как музыканта?

Башмет: Это очень важное дело, поэтому я не считаю ее "отвлечением". Защита прав моих коллег по музыкальному цеху - мой профессиональный долг, если хотите.

РГ: Допускаете ли вы, что аккредитационная комиссия может принять не совсем адекватное решение?

Башмет: Я этого в принципе не допускаю. Уверен, что в аккредитационной комиссии будут высокопрофессиональные люди, которые так же обеспокоены судьбой смежных прав в России, как и я.

Госуправление Музыка