05.12.2008 06:00
Власть

В Хельсинки 56 министров иностранных дел второй день решают, к кому Европа повернется лицом

Два дня в Хельсинки 56 министров решают, к кому Европа повернется лицом
Текст:  Владислав Воробьев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4807)
Читать на сайте RG.RU

Так сложилось, что в последние лет десять раз в год министры иностранных дел 56 стран - членов ОБСЕ собираются вместе, чтобы понять, почему у этой международной организации не получается качественно выполнять те задачи, ради которых она была создана в 1975 году. На этот раз министры встретились в Хельсинки, где в центре внимания оказался глава российского МИДа Сергей Лавров.

По словам официального представителя министерства иностранных дел России Андрея Нестеренко, встреча в финской столице стала "своего рода тестом, который определит, какие тенденции доминируют в ОБСЕ: конструктивные, нацеленные на сплочение государств-участников вокруг действительно ключевых проблем современности, или деструктивные, за которыми зачастую просматриваются узкие внешнеполитические интересы отдельных стран". До сих пор, считают в Москве, о сплочении речи явно не шло. Не первый год идут споры вокруг необходимости принятия устава ОБСЕ. У многих членов организации то и дело возникают вполне резонные вопросы относительно правил в сфере мониторинга за выборами. А деятельность так называемых полевых миссий, в первую очередь на пространстве бывшего СССР, вообще не выдерживает никакой критики.

Тем не менее в последние несколько месяцев появилась надежда, причем не только у российских дипломатов, что ситуацию можно в корне изменить. При этом представленный Европе текст теста, о котором говорил Нестеренко, был подготовлен именно Москвой. Речь идет об озвученной президентом России еще летом этого года на саммите "большой восьмерки" в Японии идее по разработке нового Договора о европейской безопасности.

Ни для кого уже не секрет, что произошла фактическая политическая девальвация Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений и Договора об обычных вооруженных силах в Европе. А всего через месяц после саммита "большой восьмерки" события на Кавказе показали и доказали, что предложение российского лидера стоит рассмотреть в первоочередном порядке.

И вот, похоже, Европа созрела для того, чтобы приступить к поэтапному тщательному анализу инициативы Москвы. Этому предшествовало два ключевых события. Сначала в начале ноября Россия и ЕС договорились о возобновлении переговоров по новому соглашению о стратегическом сотрудничестве, а за два дня до встречи в Хельсинки в Брюсселе Россия и НАТО решили начать постепенное возвращение к сотрудничеству до уровня, который существовал накануне нападения Грузии на Южную Осетию.

"После фазы напряжения мы должны вступить в фазу создания доверия. Диалог является важным. Поэтому хорошо, что президент Франции Николя Саркози предложил провести специальную встречу ОБСЕ по поводу российских предложений", - заявил, отравляясь на встречу в финскую столицу, глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Он также уверен в том, что на переговорах в Хельсинки тема европейской архитектуры безопасности станет ключевой. "Решения хельсинкского заседания министров иностранных дел покажут, готова ли организация повернуться лицом к обеспечению общеевропейской безопасности, ради чего она и создавалась", - прояснил позицию Москвы Андрей Нестеренко.

Свои выводы по итогам переговоров в Хельсинки глава российского МИДа Сергей Лавров собирается озвучить в пятницу. За несколько часов до этого он выступит перед остальными министрами. А весь вчерашний день Лавров разрывался между участием в пленарном заседании и двусторонними встречами. В итоге ему за четверг удалось обсудить ситуацию на Кавказе с четырнадцатью президентами и министрами. В том числе с президентом Финляндии Тарьей Халонен, главами МИД Германии и Великобритании Франком-Вальтером Штайнмайером и Дэвидом Милибэндом, а также с генеральным секретарем Совета ЕС Хавьером Соланой.

Не исключено, что в пятницу станет ясно, когда может состояться предложенная Николя Саркози спецвстреча ОБСЕ. Впрочем, очевидно и то, что пока далеко не у всех в Европе получается размышлять трезво, думая о будущем, а не увлекаясь экскурсами в историю.

Внешняя политика Финляндия ОБСЕ МИД