Лишь 4,8 процента сельскохозяйственных площадей застрахованы в Ростовской области. На русский авось надеются в большинстве районов Дона, даже те, кто сильнее всего пострадал от прошлогодней засухи. Такие данные озвучил замминистра сельского хозяйства и продовольствия Геннадий Урбан на последней коллегии обладминистрации.
- Ростовская область находится в районе рискованного земледелия, поэтому свести к минимуму риск возможных неурожаев можно лишь путем страхования посевов. Определенная путем расчетов оптимальная доля застрахованных полей должна составить порядка 11 процентов всех площадей, а у нас получилось всего 4,8 процента. То есть меньше, чем при прошлом неурожае, причем в 13 районах области урожай не страховали вообще, в том числе и те, кто сильно пострадал в прошлом году, - констатировал замминистра.
- Нет понимания значимости вопроса, - говорит губернатор области Владимир Чуб. - По страхованию посевов наша область на последнем месте в Южном федеральном округе. В среднем в ЮФО страхуют по семь процентов полей, в Краснодарском крае, хотя там нерискованное земледелие, и того больше, а у нас непонятно на кого рассчитывают. Не всегда ведь из бюджета возможно помогать, как было в прошлом году.
Сами аграрии винят во всем несовершенство отечественной системы страхования, которая, по их мнению, очень громоздка и неоперативна.
- Аналогичная схема страхования есть и на Западе: когда фермер получает кредит, то с банком он договаривается о сумме страховки, которая равна сумме кредита. Если что случится с урожаем - страховка сможет покрыть ущерб. При этом 50 процентов страховки оплачивает фермер, а еще 50 добавляет государство, - рассказывает президент ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств Ростовской области Александр Родин. - У нас фермеру предлагают: сначала все заплати сам, а потом, когда-нибудь, тебе эти расходы компенсируют.
Второй серьезной препоной крестьяне считают отсутствие "коротких" денег. Весной, когда нужно страховать посевы, свободных средств у селян обычно нет - нужно и семена купить, и дизтопливо, и запчасти на технику. Поэтому изыскать еще и кругленькую сумму на страхование просто не удается. Вдобавок все компенсации по страховке возвращаются медленно. Ждать приходится по 8-10 месяцев, а то и целый год.
В Калмыкии, также входящей в зону рискованного земледелия, экономить на страховании урожая - дело привычное, хотя тут процент застраховавшихся и повыше.
- В этом году в республике при общем объеме посевных площадей в 134 тысячи гектаров было застраховано около 55 процентов, а для Калмыкии это немного, - рассказывает начальник отдела растениеводства и мелиорации министерства сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия Геннадий Рогозин. - Дело в том, что значительная часть этих площадей - более 35 процентов - приходится на крестьянско-фермерские хозяйства, а фермеры жалеют денег на оплату страховок. При небольших площадях - до 50 гектаров - они готовы идти на риск потерять урожай, и не в силах оплатить услуги страховщиков. При этом на помощь государства рассчитывать особо не приходится. Последний раз средства на покрытие убытков от засухи приходили в 2007 году: 71 миллион рублей - из средств федерального бюджета и еще один миллион выделила республика. Эти деньги составили всего около трети от общей суммы убытков, которая составила 834 миллиона рублей.
В бюджете Волгоградской области в этом году заложено 120 миллионов рублей в качестве возмещения затрат сельхозпроизводителям, которые страхуют свои посевы. Пятый год в регионе действуют соответствующие федеральная и региональная программы. Селянам, которые застраховали будущий урожай, компенсируют 50 процентов затрат - 40 процентов за счет федерального и 10 процентов за счет регионального бюджетов. О том, насколько востребована фермерами эта помощь, корреспонденту "РГ" рассказал заместитель областного комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Виталий Цепляев.
- В 2002 году, когда мы приступили к этой работе, застрахованы были менее пяти процентов посевных площадей - порядка 150 тысяч гектаров. В этом году у нас застрахованы 780 тысяч гектаров под яровыми культурами и еще 630 тысяч под озимыми, что составляет треть всех пахотных земель Волгоградской области. К 2012 году Минсельхоз РФ поставил нам задачу довести этот показатель до 70 процентов. Сельхозстрахование - дело добровольное, поэтому заставить фермеров в обязательном порядке обратиться в страховые компании нельзя. Можно лишь вести разъяснительную работу, что мы и делаем. И те аграрии, которые умеют строить договорные отношения, потом не имеют проблем с выплатами.
Фермер из Нехаевского района области Алексей Ишкин признается, что селяне страхуют свои посевы крайне неохотно, потому что считают, что добиться полного и своевременного возмещения выплат от страховых компаний сложно.
- Мы страхуемся в обязательном порядке только тогда, когда этого требуют банки, кредитуя нас, а в остальных случаях стараемся избегать обращения к страховщикам.