Н.В. Гоголь родился 1 апреля (нового стиля), в день смеха и розыгрышей. Однако в будущем году нам, возможно, будет не до смеха. 2009 год уже объявлен ЮНЕСКО Годом Гоголя. О том, как мы готовимся к 200-летию русского писателя с мировым именем, мы поговорили с известным критиком и филологом Игорем Золотусским, автором знаменитой биографии Гоголя в серии "ЖЗЛ".
Российская газета: В 1999 году широко и на самом высоком уровне отмечали 200-летие А.С. Пушкина. 1 апреля 2009 года грядет 200-летие Н.В. Гоголя, уже объявленное ЮНЕСКО датой года. По вашему предварительному ощущению, насколько празднование этих юбилеев будет сопоставимо?
Игорь Золотусский: Сопоставить их трудно. Пушкину было воздано чересчур много, хотя "много" для Пушкина не бывает. Что же касается Гоголя, то к его юбилею не делается ничего. Скорее всего, он пройдет так же незаметно, как 200-летие Ф.И. Тютчева в 2003 году. Соберут два-три собрания, почистят памятники, кто-то что-то скажет в газетах, на телевидении - и все.
А музея Гоголю, видимо, не дождаться. Ни в Москве, ни в Петербурге.
РГ: Но в Петербурге музей Гоголя вроде бы открылся.
Золотусский: Это пародия, а не музей. В помещении Товарищества собственников жилья (сокращенно - ТСЖ) вблизи Малой Конюшенной улицы Гоголю отведена комната. В ней сидит бухгалтер с компьютером. Стены обклеены литографиями с изображением старого Невского проспекта.
РГ: Здесь была квартира, где жил Гоголь?
Золотусский: Эта комната, как и весь дом, где она находится, никакого отношения к Гоголю не имеет. Но на двери ее четко выведено: "Музей Николая Васильевича Гоголя". Такая же табличка украшает вход в само ТСЖ.
РГ: Вам не кажется, что есть объективная трудность создания музея Гоголя в России. Ведь он был человеком бездомным, постоянно находился в разъездах, за границей, в России жил в основном у друзей - у М.П. Погодина, А.П. Толстого...
Золотусский: Да, Гоголь не оставил ни влиятельных наследников, ни прямых потомков. Поэтому хлопотать о музее было некому. Но дом, где он жил с 1848-го по 1852 год в Москве и где скончался, цел и невредим. Это дом N 7а на Никитском бульваре в Москве. Да и похоронен Гоголь в московской земле - неужели этого мало? Вы говорите, что Гоголь скиталец, что у него не было в России постоянного жилья. А сколько квартир поменял в Петербурге Пушкин? И сколько у него музеев? На Мойке, 12, он прожил меньше чем полгода. Однако именно там существует известный всему миру музей. Слава Александру Сергеевичу! Но почему не воздано тому, кто ввел русскую литературу в мировой контекст?
Во дворе дома 7а, как бы охраняя память Гоголя, стоит памятник работы Николая Андреева. На днях 50 деятелей культуры обратились в Государственную Думу с просьбой переставить этот памятник на Арбатскую площадь. Он уже однажды переезжал со своего законного места. С Арбатской площади его отправили в "ссылку" в Донской монастырь. Вернулся он оттуда уже не на площадь, а во двор гоголевского дома. С тех пор прошло много лет. Все привыкли, что памятник Гоголю стоит вблизи стен, в которых он жил. Андреевский Гоголь действительно прижился здесь. Самого Гоголя, как вы знаете, тоже переносили с одного кладбища на другое, так что же, приступим к переносу? Андрей Платонов как-то сказал: "Дайте истории отдохнуть хотя бы пятьдесят лет, и тогда все устроится". Не дают. Интеллигенцию все еще мучит страсть к переворотам, переименованиям, перестройкам. В 1931 году гроб Гоголя извлекли из земли. При этом присутствовали все те же деятели культуры. Они наблюдали за процессом "эксгумации писателя Н.В. Гоголя", как сказано в составленном по сему случаю акте, а после вскрытия гроба приняли участие в его разграблении. Гоголь Андреева стоит во дворе дома 7а уже пятьдесят лет. Он здесь не в гостях, а у себя. И - рано или поздно - весь этот дом будет отдан ему.
РГ: Мы не раз беседовали с вами о телевизионном фильме, который вы снимали к юбилею Гоголя. Готов ли он и когда появится на канале "Культура"? Почему вы назвали его "Оправдание Гоголя"?
Золотусский: Фильм завершен, озвучен, к нему написана оригинальная музыка. Он готов к выпуску на экран, но появится, скорее всего, весной будущего года. Съемки проходили в Украине, Санкт-Петербурге, Москве, Швейцарии, Франции, Италии, Германии и Иерусалиме. Фильм идет по следам жизни Гоголя, но это не телевизионная биография. Для нас важен был "путь" Гоголя, а не многочисленные его "дороги". Сам он отличал эти два понятия. Дорога не что иное, как перемещение по карте, путь - движение души к совершенству. И хотя внутренние события его жизни связаны с реальными городами и странами, мы, снимая их, снимали, как сказал бы Достоевский, "хождение души по мытарствам". Чтобы не задавать читателю газеты загадки, скажу, что речь идет о пути Гоголя к Богу.
Гоголь не раз оправдывался за свои повести, пьесы, "Мертвые души", "Выбранные места из переписки с друзьями". И за свой смех. И хотя он дорожил мнением читателя, не читатель был его Высший суд. Если Пушкин считал, что слово поэта есть уже и оправдание его, то для Гоголя этого было мало. Для него оправданием могла стать только сама жизнь. Вот отчего желание "быть лучше" (не в смысле совершенствования литературного мастерства) сделалось символом его веры. Именно личное совершенство, достойно прожитая жизнь могли дать ему, как он думал, право в чистоте предстать перед Высшим судом. И только этот суд мог вынести ему оправдательный вердикт. Поэтому мы не стали защищать Гоголя от его критиков. Ни от Василия Розанова, ни от Константина Леонтьева, объявивших, что он сам и его герои "нравственные уроды", ни от Достоевского, сказавшего, что Гоголь перед смертью надел на себя "золотой фрак" и "не выдержал своего величия". Мне ближе отзыв Толстого, назвавшего жизнь Гоголя "житием". Мы старались рассказать правду о нем, не выпрямляя ее. Хотели приблизить его сердце к сердцу зрителя. Если это сближение состоится, нам больше ничего не надо. Мать Гоголя Мария Ивановна Гоголь сказала, прочитав его поэму: "Когда Николенька писал "Мертвые души", он желал добра людям". Мы, снимая фильм, желали того же. Вот почему Гоголь у нас не судия пороков, не гений сатиры, а гений юмора. Ведь сатира уничтожает, а юмор может поднять и падшего.
Образ Гоголя до сих пор лепят из слухов и мифов о нем. И слухи эти порой чрезвычайно жестоки. Мы старались вывести Гоголя из-под тени темного "фольклора" о нем. В одной из стран (не стану пока называть ее) мы сняли автографы Гоголя, начертанные его рукой. Он буквально вырезал их на камне. Прошло более полувека, но время не стерло их. И камера нашего замечательного оператора Юрия Журавлева впервые запечатлела их на пленке.
Что такое встреча Гоголя с Европой? С ее образом жизни, народами и, главное, с ее мыслью. По существу, это встреча с европейской цивилизацией. И Гоголю, как и Тютчеву в свое время, пришлось выбирать: что Россия может взять у нее, а что нет. Фигуры Байрона, Руссо и Вольтера, с которым он столкнулся, живя в Швейцарии, открыли для него эту тему. В Париже всплыла комическая параллель из "Мертвых душ": Чичиков - Наполеон. На Вандомской площади французской столицы, на колонне, отлитой из захваченных в боях пушек, возвышается во весь рост Бонапарт с лавровым венком на голове и в одеянии римского императора. Высота огромная (143 метра), но для Гоголя высота относительная (недаром он сравнил Наполеона с Чичиковым). Это высота суеты сует - высота славы, гордыни, но не порыва к небу.
Письма и отрывки из прозы Гоголя читает Александр Девотченко. Еще недавно в Александринском театре в Петербурге он исполнял роль Хлестакова, прямо на сцене насиловавшего жену и дочь городничего. Его Хлестаков был не добрый и легкомысленный "мальчишка", а инфернальный герой самого мрачного боевика. Режиссер Виктор Спиридонов, приглашая Девотченко, рисковал, как рисковали и все мы, согласившиеся на этот эксперимент. Но он удался.