На прошлой неделе в Госдуму внесен законопроект о поправках в Таможенный кодекс. В итоге, по словам автора документа, первого заместителя председателя комитета Госдумы по промышленности Валерия Драганова, главный действующий документ страны, регулирующий внешнеэкономическую деятельность, будет переработан на две трети.
Первое чтение планируется в конце декабря - начале января. Цель - значительное упрощение процедур, качественный "рывок" в скорости внешнеэкономического товарооборота. "РБГ" обратилась к Валерию Драганову c просьбой прокомментировать готовящиеся ключевые изменения.
- Валерий Гаврилович, каким образом предлагается упростить таможенное оформление товаров?
- Сейчас решения по таможенным процедурам и таможенным режимам в разрешительном порядке принимают таможенные органы. Мы предоставляем декларантам право самостоятельно заявлять таможенную стоимость товара. А также вводим жесткие сроки по выпуску товаров - не более 3 (трех) дней с даты принятия таможенной декларации. Устанавливается и предельный срок между подачей и принятием декларации. Не более одного дня.
- А в чем сегодня разница между подачей и принятием декларации?
- В том, что простая вроде бы ситуация "заполнил декларацию - передал инспектору" - невозможна, поскольку таможенным законодательством не предусмотрено подтверждение самого факта обращения в таможенный орган с просьбой принять декларацию. Бизнес в итоге ждет: из-за нежелания, загруженности или по каким-то иным причинам таможенники не хотят принимать декларацию и присваивать ей номер.
Также в новых поправках в ТК мы попытаемся устранить неограниченные возможности таможенных органов, касающиеся запросов по предоставлению задним числом к декларации дополнительных документов и сведений.
- Не слишком ли либеральная мера - оформлять товар по таможенной стоимости, заявленной самим декларантом?
- Это своеобразная степень доверия государства. В полемику на этапе таможенного оформления таможенные органы вступать не будут. Товар быстро пройдет границу. В дальнейшем возможен постаудит. Это все в рамках идеологии деятельности Федеральной таможенной службы. Не должно быть ситуации, когда таможенники тратят свое рабочее время на уточнение веса и стоимости дощечек, которые применяются при упаковке ввозимой в Россию стиральной машины. Вообще, доверие государства к добросовестным бизнесменам должно расти. Например, в новой редакции Таможенного кодекса вводится такой институт, как уполномоченные грузополучатели. Ими станут те законопослушные компании, которые стабильно, не менее 3 лет, ведут бизнес, регулярно платят таможенные платежи в бюджет и не нарушают таможенные правила. Такие участники ВЭД получат свой груз прямо на свой склад, минуя склады временного хранения. Там же, на своей территории, они смогут провести все таможенные формальности и затем передать электронную декларацию в таможенный орган. Этот принципиально новый для российского таможенного права метод взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД давно и широко применяется за рубежом. Вместе с тем такая самостоятельность не станет бесконтрольностью: законопроект предусматривает как механизмы взаимодействия уполномоченных грузополучателей, так и процедуру лишения такого статуса.
- А как поправки детализируют в ТК нормы, связанные с применением обеспечения уплаты таможенных платежей?
- Предлагается установить четкие критерии, что позволит таможенным органам не требовать обеспечения уплаты таможенных платежей в любом случае, как это принято сейчас. Этот режим относится к тем предприятиям, которые не смогут исчезнуть с российской территории, например, экспортеры нефти, газа, металлов.
- А сможет поддержать новыми нормами кодекс отечественную промышленность?
- Разумеется. Предприятия должны предлагать свою продукцию или услуги на внешний рынок по конкурентоспособным ценам. Достичь такой цели позволят несколько преимуществ, которые представляются таможенным режимом переработки. Предлагаемые изменения позволят перерабатывать ввозимые в Россию товары без уплаты таможенных пошлин и налогов при сохранении порядка возмещения косвенных налогов, как если бы продукты переработки вывозились в режиме экспорта. Сейчас таможенный режим переработки в России не работает. Предприятиям отказывают в использовании такого режима без объяснения причин по формальным основаниям. В новой редакции ТК закреплено положение о том, что согласование нормы выхода продуктов переработки будет осуществляться не с таможенным органом, а с уполномоченным компетентным органом. Правда, такой орган надо еще будет определить.
-Таможенным кодексом вводится новое понятие "генеральная гарантия". В чем ее суть?
- В том, что юрлицо может оформить лишь один документ, который будет обеспечивать исполнение его обязательств относительно всех совершаемых им операций в течение определенного периода времени. Согласитесь, это очень удобно, поскольку не нужно на каждую операцию, как это происходит сегодня, получать от таможни определенный документ и зависеть от бюрократических процедур.
- А что будет с институтом таможенных брокеров?
- В действующем кодексе повышенная ответственность брокеров, в том числе финансовая, не балансируется какими-либо преимуществами по сравнению с иными лицами, декларирующими товары самостоятельно. На практике фирмы-однодневки, самостоятельно декларирующие товары в свой адрес, легко избегают контроля со стороны таможенных органов и не несут никаких финансовых обременений. Зато брокер подлежит исключению из реестра при дважды нарушенных таможенных правилах.
Вместо этого в проекте предлагается не лишать брокера его бизнеса, который как минимум обеспечен суммой в полмиллиона долларов и договором страхования ответственности перед представляемым лицом, а следить за тем, чтобы штрафы за нарушения были своевременно оплачены и не превышали определенный процент от количества оформленных ГТД и или суммы уплаченных таможенных платежей. Это создаст одинаковые экономические подходы к оценке деятельности разных категорий компаний-брокеров, мелких, средних, крупных.