Профессия коллектора становится модной. К ним потянулись не только бывшие банкиры, но и должники.
Наш корреспондент встретился с вице-президентом Ассоциации коммерческих организаций развития коллекторского бизнеса Валерием Кардашовым и попросил его рассказать о том, какие перспективы ждут коллекторов в нынешних условиях.
- Вы говорите, что грядущий год будет годом коллектора. Какие для этого есть основания?
- Сейчас банки зачастую "запускают" свои долговые портфели, т.к. не в состоянии их качественно обрабатывать. Они вынуждены сокращать своих работников, в том числе и тех, которые могли бы заниматься возвратом долгов. Не хватает в банках и людей, которые умеют грамотно общаться с неплательщиками. В итоге возникает ситуация, при которой кредиторам выгоднее обращаться к специалистам на стороне, к коллекторам, обладающими достаточным опытом, специальными методиками и профессиональными навыками работы с должниками. Увеличиваются неплатежи и при расчетах между предприятиями. Многие из них надеялись на прибыль, наполнили склады, но спрос на их продукцию упал, и им уже нечем расплачиваться с поставщиками.
По этим причинам в последние месяцы число обращений к коллекторам значительно выросло.
- А какой сейчас процент "плохих кредитов", то есть просроченных задолженностей в банковском секторе?
- В каждом банке свои показатели. Все зависит от того, кто какими кредитами занимался. В некоторых случаях просроченные долги достигают 50-60 процентов, при этом дефолты физических лиц составляют десять и более процентов. Портфель задолженности объемнее у тех банков, которые в большей степени занимались потребительским кредитованием физических лиц. Особенно много плохих долгов в филиалах банков, дававших "быстрые", необеспеченные кредиты.
- Я знаю случаи, когда кредиты получали неработающие люди и даже школьники.
- Ну, это скорее курьезы, но необеспеченных кредитов было выдано много. Известны и случаи мошенничества со стороны посреднических фирм. У некоторых банков тысячи таких должников. Плохие долги покрывались за счет большой доходности.
- И как коллекторы работают с таким числом неплательщиков? Хватит ли коллекторов на такое количество должников?
- Мы стараемся сочетать стандартные схемы работы с индивидуальным подходом к каждому должнику. С одной стороны, долги по кредитам, как правило, типичны, а с другой - при использовании одних только потоковых методов, когда оператор говорит "по бумажке", не обращая внимания на реакцию должника, заметно падает эффективность работы коллекторов. Поэтому, несмотря на большой объем передаваемых нам долгов, мы стараемся понять, каким образом возник долг, как реагирует неплательщик на звонок коллектора. Проанализировав все это, сотрудник коллекторской компании уже может найти к нему "ключик", например, дать человеку, попавшему в тяжелую финансовую ситуацию, совет, объяснить тому, кто категорически отказывается платить, что кредитор может обратиться в суд и т.п. Случаи бывают разные. Лучше расширять штат операторов, переводить их на работу в две смены или заключать договоры о сотрудничестве с коллегами, чем отказываться от этого принципа работы.
- На основании какого закона действуют коллекторские агентства, ведь, насколько мне известно, закона о коллекторской деятельности нет?
- АРКБ активно участвует в разработке текста законопроекта "О коллекторской деятельности", который готовят специальные Рабочие группы при Ассоциации российских банков и минэкономразвития. Существуют и альтернативные версии законопроекта, хотя в настоящее время идет процесс консолидации усилий всех их разработчиков в рамках Комитета АРБ по коллекторской деятельности - мы стараемся преодолеть существующие разногласия, чтобы в ближайшее время этот нормативный акт был как можно быстрее принят. Мы надеемся, что это произойдет уже в начале следующего года. Пока же мы руководствуемся действующим законодательством.
Мы работаем исключительно в правом поле. Естественно, ни о каких утюгах и паяльниках не может быть и речи.
-Правительство сейчас пытается облегчить участь должников, которые вдруг лишились работы. Как быть с ними?
- Им надо дать время выполнить свои обязательства. К нам сейчас обращаются не только кредиторы, но и сами должники, которые попали в тяжелую ситуацию. Они взяли кредит, но лишились работы и нарушили график выплат, а банки обложили их колоссальными штрафами. Мы помогаем таким людям найти общий язык со своими кредиторами, отсрочить выплаты или реструктуризировать долги. Число таких обращений к нам постоянно увеличивается. Пик, вероятно, придется на начало следующего года.
- Кто работает в коллекторских агентствах?
- В коллекторские агентства идут разные люди. На работу в колл-центры принимают в первую очередь психологов. Они разрабатывают специальные методики общения с должниками. Многие сотрудники просто умеют правильно и убедительно говорить, поэтому среди тех, кто работает в отделах так называемого софт-коллекшна (ведут телефонные переговоры с должниками), встречаются и студенты, и бывшие сотрудники государственных учреждений, банков, и женщины в возрасте, способные по-матерински "пожурить" неплательщика. Если этим людям не удается выйти на контакт с должником, то за дело берутся хард-коллекторы. Их цель - лично пообщаться с ним. Ведь многие "вспоминают" о том, что у них есть долг, только тогда, когда видят сотрудника агентства по возврату долгов у своей двери. Среди таких коллекторов чаще всего встречаются бывшие сотрудники службы судебных приставов или правоохранительных органов, которые прекрасно знают законодательство и будут спокойно реагировать на любое проявление агрессии со стороны должника.
- Как строятся ваши отношения с клиентами?
- С нами сотрудничают не только банки, но и другие финансовые институты, и предприятия реального сектора, и частные лица. С клиентами мы работаем либо по агентской схеме, когда коллекторская компания заключает договор с кредитором, по которому вознаграждение коллектора - это процент от возвращенных средств. В этом случае должник перечисляет все средства непосредственно кредитору. Кроме того, существует практика выкупа долгов. В этом случае право требования долга переходит к коллекторам. Наш доход в этом случае - разница между стоимостью долга и той суммой, которую мы взыскали.
- Сокращать штаты агентства не собираются?
- Наоборот, с каждым днем у нас появляется все больше работы. Сейчас, в связи с кризисом, количество долгов, которые кредиторы хотели бы передать коллекторам, заметно увеличилось. Для того, чтобы "переварить" их, мы должны расширять штат и активно сотрудничать с коллегами.
Сейчас высвободилось много банковских служащих, которым знакома специфика взыскания задолженности. Мы надеемся привлечь их в свой бизнес. В настоящее время в стране действуют сотни коллекторских агентств. Больше сорока из них являются членами нашей Ассоциации. Агентства продают франшизы на коллекторскую деятельность. Это тоже статья дохода. Думаю, что в ближайшее время многие бывшие банкиры захотят посвятить себя нашему бизнесу.