09.12.2008 04:40
Экономика

Монетизация льгот угрожает общественному транспорту Среднего Урала

Денежная компенсация проезда грозит полной остановкой городского транспорта
Текст:  Анатолий Горлов (Свердловская область)
Российская газета - Урал: №0 (4808)
Читать на сайте RG.RU

Областной закон о монетизации бесплатного проезда в общественном транспорте не устраивает не только ветеранов, но и тех, кто их перевозит.

Перевозчики винят парламентариев: дескать, те не спросили их мнения и, толком не просчитав последствий, приняли закон. Напомним, что согласно решению среднеуральских депутатов с первого февраля бесплатный проезд в общественном транспорте, которым пока пользуются некоторые категории пожилых людей, будет заменен ежемесячной компенсацией в 275 рублей. Некоторые депутаты еще на этапе обсуждения закона предупреждали: этих денег на проезд не хватит, закон будет ущемлять права ветеранов, и если без монетизации не обойтись (этого требует федеральный закон), то надо вводить единые проездные, чтобы пожилые люди не чувствовали себя обманутыми и могли ездить, сколько потребуется. Однако большинство народных избранников к этим доводам не прислушалось.

Теперь и представители автотранспортных предприятий утверждают: 275 рублей для ежемесячного проезда в общественном транспорте, гарантированные областным законом о социальной поддержке ветеранов, существенно ограничивают свободу передвижения льготников. Если вводить единые проездные для льготных категорий граждан, то к 275 рублям следует добавить еще 250, иначе придется вводить ограничения на маршрутах или вовсе отменять, оставив самые востребованные.

Что будет дальше? Ведь ситуация осложняется несколькими деталями. Во-первых, областной закон, несмотря на все благие намерения, все равно вступает в противоречие с федеральным законодательством: поскольку компенсация не является соразмерной, она ухудшает положение льготников, а это запрещено. Во-вторых, опыт регионов показывает, что "проездные" деньги пенсионеры предпочитают тратить на продукты, и только треть этой суммы достается перевозчикам, что усугубляет их положение. В-третьих, реальная стоимость проезда на городском транспорте выше тарифов, установленных региональной энергетической комиссией. Кроме того, следует учесть, что тарифы за пользование электроэнергией скоро будут увеличены.

Перевозчики надеются, что депутаты палаты представителей областного Заксобрания остановят непродуманный вариант монетизации льгот, принятый региональной Думой. Автотранспортники предлагают затраты на социально значимые перевозки возместить из областного бюджета, а право устанавливать транспортные тарифы передать муниципалитетам.

Мнение

Аркадий Чернецкий, глава Екатеринбурга:

- Регион к монетизации технически не готов. Особенно сложная ситуация с городскими льготниками, потому что подобной базы данных мы не вели. У нас эту функцию изъяло министерство соцзащиты и не передает нам базу данных относительно разделения льготников на городских, региональных и федеральных. А мы не можем допустить, чтобы пенсионер, участник войны и ветеран труда начали в общественном транспорте спорить, у кого больше прав.

Общественный транспорт Свердловская область Урал и Западная Сибирь