Более половины россиян - 54 процента - довольны тем, как им оказываются госуслуги. Но при этом 40 процентов граждан после общения с чиновниками готовы писать жалобы. Такие противоречивые результаты дал первый мониторинг внедрения административных регламентов на территории России.
Вчера это исследование было представлено на заседании правительственной комиссии по административной реформе, рассказал журналистам глава департамента госрегулирования в экономике минэкономразвития Андрей Шаров. При этом он не скрывал, что его министерство, которое координирует работу по проведению административной реформы, деятельность чиновников оценивает менее оптимистично, чем граждане. Главной проблемой Шаров считает очереди и волокиту. Оказалось также, что сроки предоставления одной и той же услуги в разных регионах могут отличаться в 5 - 7 раз.
Масштабный социологический опрос по заказу министерства в 60 регионах страны провели специалисты Государственного университета - Высшая школа экономики. Они проверяли, довольны ли граждане госуслугами, например, по выдаче и обмену паспортов, предоставлению жилищных субсидий, регистрации прав на недвижимость. Социологи опрашивали чиновников и граждан, а также проводили так называемые "контрольные закупки" государственных услуг. В итоге выяснилось, что лучше всех работа с регламентами ведется в Роструде и Федеральной миграционной службе, хуже всего дела обстоят в силовых ведомствах.
Заметим, что административные регламенты, то есть фактически инструкции, в которых детально прописываются все действия чиновников по предоставлению госуслуг, начали создавать с 2005 года. Сейчас подготовлены 400 федеральных и около двух тысяч региональных регламентов, в которых описано примерно 30 процентов всех госуслуг, рассказал ректор ГУ - ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Андрей Шаров обещает, что по результатам работы федеральных регламентов будут приниматься решения о поощрении или наказании руководителей ведомств.
А вчера на заседании правительственной комиссии было предложено внести поправки в законодательство, которые разрешат регионам и муниципальным образованиям самостоятельно создавать многофункциональные центры оказания госуслуг. В них все федеральные, региональные и муниципальные услуги будут предоставляться в режиме "одного окна". Пока же, по действующему законодательству, центры можно создавать только на условиях софинансирования с федеральным бюджетом. Но в прошлом году из 50 региональных заявок половину пришлось отклонить, рассказал Шаров. Теперь при желании и наличии средств регионы могут начать работу самостоятельно.