О том, как водитель может обжаловать решение автоинспектора, рассказывает начальник УГИБДД Московской области Сергей Сергеев
Ужесточение правил и массовые решения судей о лишении прав по новым суровым нормам КоАП породили у водителей ложное представление о том, что спорить с автоинспектором безнадежно. Даже если уверен в своей правоте и его ошибке.
Один из самых известных гаишных руководителей- начальник УГИБДД Московской области Сергей Сергеев по просьбе читателей "РГ" разъяснил, в каких случаях и как можно опротестовать мнение инспектора на дороге.
- Наши водители - не бессловесные, они любят спорить и доказывать свою правоту. Одна беда - правовой грамотности часто не хватает. Но мнение инспектора - не истина в последней инстанции,- поясняет генерал Сергеев,- и оспорить его можно всегда.
Как "Отче наш"
Первое, с чего начинается общение водителя и инспектора, - это представление гаишника. Водители, как показывают опросы, присланные в редакцию, очень внимательно следят за этой фазой общения. Как гаишник отдал честь, что сказал, не пытается ли скрыть номер жетона? И уже на этой стадии иногда между водителем и инспектором возникают разногласия. Водители интересуются, как сотрудник ГИБДД должен представляться, какой "пакет" документов должен быть у сотрудника ГИБДД для подтверждения его нахождения вне стационарного поста. Инспекторы же, как правило, ограничиваются отскакивающими у них от зубов заученными фразами.
По мнению генерала Сергеева, в этом случае инспекторы, как правило, всегда правы. Они хорошо проинструктированы и повторяют слова стандартного представления как "Отче наш" по многу раз в день. А вот в дискуссии с водителем по этому поводу им, как правило, вступать лень. И, кстати, в этом случае гаишники тоже правы. Всем хотелось бы, чтобы люди в форме были и ласковы, и учтивы, и терпеливы по максимуму, но по закону, говорить сверх положенного их заставить не может никто.
По мнению Сергеева, ни о каком пакете документов, который гаишник должен якобы иметь с собой, речи не идет. В Правилах дорожного движения и установлениях о дорожно-патрульной службе сказано, что сотрудник должен представиться, назвать четко свое звание, фамилию и подразделение, а также основание для остановки транспортного средства. Из документов у автоинспектора должен иметься нагрудный знак и при требовании водителя возможно предъявление служебного удостоверения. Сотрудник должен быть экипирован в соответствующую форму одежды.
О чем забывают гаишники
Самое важное, о чем большинство водителей даже не догадываются, многие гаишники "забывают" в диалоге на дороге. Забывают сознательно, что должны по служебной инструкции после принятия "карательного" решения рассказать человеку за рулем о порядке обжалования своих собственных действий.
Что же до места проверки, то по закону о милиции сотрудник автоинспекции имеет право и даже обязан пресекать любые нарушения независимо от своего местонахождения и принадлежности к тому или иному подразделению.
Если же инспектор, остановив машину, отказывается представляться, забывает проинформировать водителя о праве и процедуре на обжалование, то нужно позвонить на "горячую линию" телефона доверия своего региона либо сообщить о неправомерных действиях инспектора в управление собственной безопасности милиции. Чтобы долго не искать эти телефоны, достаточно набрать на сотовом телефоне две цифры 02 - там вам обязаны подсказать, что делать дальше.
Еще одна проблема, с которой могут столкнуться водители, - это попытки напугать шофера, чтобы он стал более податливым. Как показывает практика, инспектор может пригрозить выписать повестку в суд. Есть случаи, по крайней мере так утверждает один наш читатель, когда инспектор так и сделал.
По мнению Сергеева, если такое происходит, то это противозаконно. Повестку в суд могут выписать только в суде. Инспектор такого права не имеет. Если он угрожает это сделать, то не исключено, что это попытка шантажа и вымогательство взятки.
В такой ситуации генерал Сергеев советует не спорить с инспектором, пусть выписывает повестку. Имея такой документ на руках, можно не только оспорить действия гаишника, но и добиться его наказания.
Есть еще "страшилка", которую иногда пускают в ход недобросовест ные инспекторы против строптивых водителей. Им обещают вызвать на суд в тот регион, где остановили машину. Понятно, если место остановки "по требованию" далеко от дома, то это становится аргументом в пользу того, чтобы договориться "полюбовно".
Генерал разъясняет, что у водителя есть альтернатива рассмотрения материала об административном правонарушении либо по месту совершения нарушения, либо по месту регистрации транспортного средства. Для этого он может подать ходатайство в то отделение ГИБДД, которое его и оформляло. На основании этого ходатайства протокол о нарушении будет автоматически переправлен по месту регистрации его транспортного средства, то есть фактически по месту его жительства, что, конечно, удобнее для водителя.
Находят инспекторы иногда и другие "солдатские" причины, чтобы проверить водителя на испуг. Начинают, например, интересоваться техническим состоянием автомобиля. По закону они не имеют права этого делать. Если у водителя не просрочен талон техосмотра, то инспектору по закону нельзя проверять состояние машины. Но остановить автомобиль инспекторы имеют право. Причем не возбраняется останавливать его как угодно часто. А вот на процедуру проверки документов на дороге по нормам отведено не более трех часов.
Как уточняет Сергеев, обжаловать действия сотрудника ГИБДД можно всегда, если водитель считает, что инспектор не прав. Кроме обращения в суд, любой гражданин может проинформировать местное управление ГИБДД по телефону доверия. Генерал гарантирует, что по каждому факту будет проведена проверка.
На связи
Прямая связь с Сергеевым возможна и через "РГ". Причем по мере поступления новых вопросов от наших читателей колонка с ответами генерала будет обновляться.
Все об автомобилях - в Автопроекте "РГ"