Уникальную возможность узнать о реформах в Российской армии из первых рук - от начальника Генштаба Николая Макарова - получили вчера военные атташе аккредитованных в Москве иностранных посольств.
Начальник Генштаба подтвердил, что в Российской армии сохранятся три вида и три рода войск. Военные округа останутся в прежних границах, но им придадут статус оперативно-стратегических командований. В распоряжении командующих округами окажутся все региональные силы и средства вне зависимости от их видовой принадлежности. Это упростит управление частями постоянной готовности и избавит командиров от согласований с московскими штабами.
- Все соединения укомплектуют по штатам военного времени, - подчеркнул Макаров.
Батальоны и бригады образуют главное тактическое звено в Сухопутных войсках. Но в ВДВ дивизии сохранят. Вообще десанту уготована гораздо значимая роль, чем сейчас. Крылатую пехоту хотят сделать армейским вариантом скорой помощи, структурой, которая первой будет реагировать на возникшие угрозы. Для этого, помимо штатных дивизий ВДВ, в военные округа посадят дополнительные десантно-штурмовые бригады, подчиняющиеся региональным оперативным командованиям. Решение о формировании таких частей уже принято.
Военных атташе интересовала судьба Командования специального назначения, прикрывающего Москву и центральные районы России от авиационных ударов. Николай Макаров объяснил, что эта структура войдет в создаваемое сейчас командование Воздушно-космической обороны.
- Части армейской авиации пока останутся в ВВС, - уточнил генерал. - В ходе реформы мы укомплектуем их новыми вертолетами. А затем потенциально может встать вопрос об их передаче в Сухопутные войска.
Оружейные приоритеты сформулируют в государственной программе вооружений до 2020 года, над которой сейчас работают эксперты.
Новый арсенал и новую армейскую структуру ждет постоянная проверка на полигонах и учебных полях. По решению министра обороны все учения от батальона и выше решено организовывать на незнакомой местности и вне округов, где дислоцируются привлекаемые к маневрам подразделения. Речь в том числе идет о учебных баталиях вне России. К примеру, задачи на масштабных учениях "Осень-2009" и "Запад-2009", спланированных совместно с белорусскими военными, в будущем году будут отрабатываться и на территории соседнего государства.
Николай Макаров не скрывал, что своеобразным катализатором перемен стала грузинская агрессия против Южной Осетии. Она выявила серьезные недостатки в армейском организме и только ускорила реформу наших Вооруженных сил. Но это не значит, что кавказскую войну развязала Россия.
- Никаких планов вторжения в Грузию не было. И сейчас их нет. Информация о том, что Россия якобы собирается весной 2009 года напасть на Грузию, ни на чем не основывается, - был категоричен в оценках начальник Генштаба.
Августовский кризис Макаров не склонен рассматривать как повод для вечной "заморозки" в отношениях России с НАТО. Более того, он считает, что эти отношения требуют срочной реанимации. А взаимодействие Москвы и Брюсселя предлагает сделать более прагматичным, в том числе по вопросу размещения в Европе третьего позиционного района американской ПРО. Оценка этих планов в Генштабе не изменилась, о чем Макаров прямо сказал военным дипломатам. Какими бы словами такие действия не ретушировались, они носят явную антироссийскую направленность. Вообще генерал не склонен к пессимизму. По его мнению, рано или поздно Россия и НАТО выйдут на позиции, позволяющие заключить и адаптированный ДОВСЕ, и новый договор о наступательных вооружениях.
Все об армии - в спецпроекте "Силовой блок"