15 лет назад, 12 декабря 1993 года, принята российская Конституция.
На прошлой неделе спецэкземпляр N1 российской Конституции - одного из трех официальных символов президентской власти - на сутки покинул Кремль.
Обычно эта солидная книга-символ в переплете из красной кожи варана с накладным серебряным гербом России и тисненной золотом надписью хранится в библиотеке администрации президента и только раз в четыре года покидает ее стены (но никак не Кремля): на этой книге президент принимает присягу.
Но по случаю юбилея спецэкземпляр передали в ЦИК, где на прошлой неделе открылась выставка. Открывали ее отцы - основатели Основного Закона: Сергей Шахрай, Николай Рябов и Сергей Степашин. Демонстрируя спецэкземпляр Конституции, глава ЦИК Владимир Чуров надел белые перчатки и признался журналистам, что "мы его получили буквально на один день".
Среди раритетов выставки - и номер "Российской газеты", в котором впервые опубликован полный текст Конституции.
На днях еще один создатель Основного Закона - Виктор Шейнис - в интервью "Эхо Москвы" перечислил авторов, которые, по его мнению, внесли наиболее существенный вклад в написание Конституции.
- В создании проекта участвовали уважаемые люди под эгидой трех человек, - вспоминает Шейнис. - Сергей Сергеевич Алексеев, свердловский юрист, писал "Основы конституционного строя" и "Права и свободы..." Во-вторых, Анатолий Александрович Собчак, и, в-третьих, Сергей Михайлович Шахрай. Вот три человека были лидерами этого процесса.
При этом Шейнис оговаривается, что в работе принимали участие очень много людей.
- Конституционное совещание было колоссальным, - говорит Шейнис. - Там было более 800 участников, и оно было разбито на пять секций. В каждой секции очень тщательно прорабатывались глава за главой, статья за статьей. Причем было внесено множество поправок. Должен доложить, что это была очень изнурительная работа...
Накануне юбилея глава Конституционного суда Валерий Зорькин в интервью "РГ" назвал Конституцию "большой ценностью, которой надо дорожить".
- Хочу сказать, что наша Конституция оказалась очень добротной и эффективной, - сказал он. - Да, в ее тексте есть недостатки, и, думается, я назову их больше, чем многие критики нашего Основного Закона. Конституция - это рукотворная вещь, ее творили люди, мы помним этих творцов со всеми их достоинствами, недостатками и даже интригами. Однако путем интерпретации эти недостатки текста можно сгладить. Наша Конституция - это не остекленевший текст и не пыльный манускрипт, а живой документ.
Комментируя предстоящие корректировки Конституции, Зорькин отметил, что принципиальная основа конструкции власти меняться не будет:
- Да, Основной Закон - это не "священная корова", и изменения в него могут вноситься. Но только изменения точечного характера. А именно такие и были внесены.