11.12.2008 04:47
Власть

В Ставрополе жильцы попали под "каток" новых хозяев дома

Кто поможет жильцам, которые вместе с комнатами переходят из рук в руки
Текст:  Светлана Емельянова (Ставрополь)
Российская газета - Кубань-Кавказ: №0 (4810)
Читать на сайте RG.RU

Настоящая драма разворачивается практически в центре города. Мало того, что комнаты в общежитии по улице Краснофлотской, 66, вместе с проживающими там семьями "перепроданы" восемь раз. К бесконечным бедам людей добавились новые - вот уже десятый месяц они сидят без света и горячей воды. В ситуации разбирался корреспондент "РГ".

Корни этой истории уходят в 1990-е годы, когда в Ставрополе благополучно работал филиал треста "Гидроспецмонтажконструкция" (ГСМК), принимал сотрудников и обещал им за трудовую доблесть квартиры. Но поскольку предоставить отдельное жилье всем он не мог, нашел выход в том, что построил пятиэтажку, в которой два этажа оборудовал под общежитие семейного типа.

Без крыши

- Мой муж получил секцию 35 квадратных метров от треста, где трудился крановщиком, в 1995 году, - рассказывает обитательница общежития Светлана Мазур. - Нас и ребенка там прописали, выдали ордер - все, как положено. Но с условием, что будем здесь проживать, пока муж работает в тресте. Ну а потом началась перестройка, зарплату не платили, делать в тресте стало нечего, и муж сидел с ребенком вместо меня, а я зарабатывала деньги в другой организации. За это нас пытались выселять, но мы дошли до Верховного суда, узаконившего в 1999 году наше право на проживание. Потом все было нормально, пока в 2004 году общежитие госпредприятия не продали частным лицам...

У соседки Лидии Шаповаловой похожая история:

- Мой муж, отработав восемь лет водителем в тресте, получил секцию в общежитии на себя, меня и дочь. Нам дали ордер и договор на бессрочное проживание с правом прописки всех членов семьи. Когда общежитие перешло от треста к частному собственнику и он начал нас выселять, муж после двух инфарктов умер. Собственник меня здесь не прописывает, но я все равно живу - на основании ордера и договора. Кроме того, я вдова нанимателя. Промышленный суд города вынес решение не препятствовать моей прописке и проживанию. Но собственник подал апелляцию в краевой суд. Жду результата.

Несмотря на бесконечные суды и нервотрепку, эти женщины пока хотя бы имеют крышу над головой. А 69-летняя ветеран труда федерального значения Зоя Мельникова, прожившая в общаговской комнатушке 18 лет, выставлена за дверь без денег и вещей. Пока она ухаживала за 96-летней матерью в Солнечнодольске, комнату караулила родственница. Но и такая "охрана" не помогла - ее выгнали за полтора года до решения Промышленного райсуда, который выселил пожилую женщину за то, что она якобы не пользовалась комнатой. Теперь там проживают квартиранты новых собственников. Президиум краевого суда отменил решение судов предыдущих инстанций, и на данное время у Зои Мельниковой есть право проживания в комнате, однако ее туда не вселяют.

Еще одна фигурантка истории с выселением - Ирина Жданкина.

- Банк, где я работаю, принимал долевое участие в строительстве общежития, перечислял деньги, - рассказала она. - Мне, дочери и мужу в 2000 году предоставили секцию на пятом этаже. Мы сделали ремонт, а в 2004-м начали судиться с собственником за возможность приватизации своего угла. Суд проиграли, нас выселили, скитаемся по знакомым.

Дело хозяйское

Имя директора, продавшего в 2004 году общежитие ГСМК частным лицам, Константин Фанаилов.

- С жильцами 25 декабря 2004 года Фанаилов провел собрание, предложив выкупить у него свои комнаты за 200 тысяч рублей. 27 декабря мы пришли к нему с заявлениями, но он у нас их не взял. Сказал: поздно, уже все продано, - вспоминает Светлана Мазур. - Как потом мы выяснили, документы на выкуп жилья были оформлены в марте 2005 года.

Потом этажи и секции переходили из рук в руки - всего по документам было восемь регистраций. Теперь собственник общежития Джульета Кюрджиева. А управляет им ООО "Рентхауз" в лице гражданской жены Константина Фанаилова - Нины Работинской. Сам он ее заместитель. Кюрджиева в декабре прошлого года купила четвертый и пятый этажи общежития и 15 соток земли под зданием за один миллион 445 тысяч рублей (сделка оформлена путем взаимозачетов). Таким образом, 21 секция (каждая 35 - 37 квадратных метров со всеми удобствами) ушли по цене в 20 раз ниже коммерческой стоимости однокомнатных квартир (аналогичных секциям) в типовой пятиэтажке. Почему продавцы так продешевили, остается только догадываться. Из 20 семей, проживавших в доме номер 66, сегодня продолжают отстаивать свои права только восемь. Остальные или съехали, не выдержав требований владельцев, либо обитают на условиях, предложенных собственником здания.

Уроки при свечах

Что же это за условия и почему на них не идут Мазур, Шаповалова, Жданкина?

- Для начала с нас потребовали 200 рублей за квадратный метр плюс плата за коммунальные услуги. Итого получалось около 10 тысяч рублей в месяц за секцию. Но мы сюда вселялись по договору социального найма, а нам предложили заключить коммерческий договор. Согласно ему, хозяин раз год имеет право менять оплату и содержание документа, - говорит Светлана Мазур. - На такие кабальные условия мы не пошли, такая оплата для нас заведомо неприемлема.

В городском расчетном центре есть договор с ООО "Рентхауз" о начислении платы жильцам по коммерческим расценкам. За это центру обещано четыре процента от стоимости коммунальных услуг и коммерческого найма.

- С марта месяца 2007 года мы не имеем возможности оплачивать коммунальные расходы. Ходим, просим, но у нас "обычную" плату не берут, а выставляют счет по коммерческим расценкам. И это несмотря на то, что договор коммерческого найма мы не подписывали. У большинства сейчас задолженность по квартплате по сто с лишним тысяч. Неуплата за найм по коммерческим ставкам и стала основанием отключения света и горячей воды, - утверждают женщины.

А поскольку в секциях электроплиты, ни о каком горячем питании и гигиене речи давно не идет.

- Мы не можем готовить, купаться, гладить белье, скитаемся по знакомым и родственникам, - сокрушается Лидия Шаповалова. - В секциях проживают двое школьников, которые учат уроки при свечах, грудной младенец (его мать не может даже искупать малыша) и двое ребятишек полутора и двух лет. Куда мы только не обращались! Приходят комиссии, обещают помочь, а мы тем временем зарабатываем болезни. У меня от неправильного питания воспалилась поджелудочная железа, под капельницей две недели лежала. Теперь покупаю дорогие препараты, нужен ультразвук, электрофорез - все эти процедуры без электричества невозможны.

И здесь нельзя не привести один отрадный факт. Семье Жданкиной краевой суд отменил оплату коммерческого найма, оставив право платить только за коммунальные услуги.

Мнения

Алексей Селюков, уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае:

- То, что делает ООО "Рентхауз" в этом общежитии, по моему мнению, незаконно. Жильцам не нужно сдаваться, надо обращаться во все инстанции. В конце концов истина будет установлена.

Владимир Нестеров, руководитель регионального отделения Центра противодействия коррупции в органах государственной власти:

- Все документы по этому делу мы отправили в соответствующие организации. На днях в правительство края поступило письмо из управления администрации президента РФ по работе с обращениями граждан. Просят разобраться в этой ситуации и проинформировать о результатах администрацию главы государства. Представитель администрации Ставрополя в суде заявил, что город готов взять общежитие на свой баланс и впоследствии рассмотреть возможность передачи комнат в собственность жильцов.

P. S.
Завтра, в День Конституции, состоится очередное заседание Арбитражного суда. Истец - краевая прокуратура - требует признать недействительным право собственности на общежитие Джульеты Курджиевой и передать здание муниципалитету. То есть восстановить конституционные права граждан.

 

Права человека Ставрополь Кубань. Северный Кавказ