11.12.2008 04:18
Экономика

Александр Лощенко: До конца этого года государство выкупит около тысячи квартир в Свердловской области

Можно ли избежать стагнации в условиях финансовой нестабильности
Текст:  Елена Ключевская (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (4810)
Читать на сайте RG.RU

О том, что кризис больнее всего ударит по строительной отрасли,  заговорили сразу, как только у банков возникли проблемы с ликвидностью. Прогноз не замедлил осуществиться: десятки  кранов на территории УрФО стоят уже третий месяц.

На продолжение строительства нет денег: банки не дают кредиты, а достаточного количества  собственных средств практически никому из застройщиков накопить не удалось. Что это - приговор всей отрасли? Или у нее все-таки есть шанс избежать стагнации и пережить тяжелые времена? Об этом "Российской газете" рассказал вице-президент Ассоциации строителей России Александр Лощенко.

Российская газета: Александр Леонидович, сколько строительных площадок на территории Уральского округа сейчас заморожено?

Александр Лощенко: Я думаю, сегодня ни у кого нет таких данных. Мы живем в условиях рыночной экономики. Все строительные предприятия частные. Это в советское время, когда существовало жесткое государственное планирование и деньги выделялись по разнарядке Госстроя, можно было с точностью до объекта отрапортовать, где и сколько кранов встало. Могу лишь сказать, что тяжелее всего сегодня там, где до глобальных потрясений в экономике было самое дорогое жилье, можно сказать, за пределами покупательской возможности - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске. В Тюмени ситуация более стабильная в силу того, что там достаточно много домов строилось по госзаказу, на бюджетные деньги, для отселения людей из районов Крайнего Севера.

РГ: Когда первый шок уже прошел, появилось ли понимание, как действовать?

Лощенко: Не только понимание. По большому счету, государство уже запустило механизм помощи отрасли. Планируется выкупить у строительных предприятий в общей сложности 83 тысячи квартир. Это по России в целом. Министр строительства Свердловской области Александр Карлов на днях сказал, что область готова уже до конца этого года выкупить порядка тысячи квартир. На одном из последних совещаний Виктор Басаргин, министр регионального развития России, заявил, что цена будет не выше 37 тысяч рублей за квадратный метр. Это предельная  планка по России в целом, и не исключено, что в будущем она будет еще снижена. Цена жилья в Екатеринбурге сегодня колеблется от 42 до 48 тысяч за "квадрат", это уже не те 60-70 тысяч, которые просили еще года полтора назад. Устроит ли строительные фирмы предложенная государством цена? У кого именно будут выкупать? Как будет протекать этот процесс? Вопросов пока масса. Да, правительство заявило о целевой закупке, но никто не сказал, что будут покупать у всех. Приобретать станут только у тех, кто готов предложить интересную для государства цену. Хотя уже сегодня от застройщиков Свердловской области есть заявки о продаже квартир по 32-35 тысяч рублей за квадратный метр. Государство и прежде выкупало квартиры для военных, малоимущих, госслужащих, для предоставления социального жилья, теперь объемы закупок будут увеличены.

Понятно, что этого недостаточно, чтобы задействовать все строительные краны или хотя бы 70-80 процентов тех, что работали еще несколько месяцев  назад, но вливания помогут стройкам не замереть окончательно. Кстати, в этом отношении показателен пример Казахстана, где мировой кризис дал о себе знать год назад. Там власти тоже спасали положение, выкупая квартиры у строительных фирм. И сейчас отрасль уже не стоит на краю пропасти, хотя, конечно, и до восполнения прежних объемов ей довольно далеко.

РГ: Резервы государственной поддержки не исчерпываются целевым приобретением готовых квартир?

Лощенко: Строительство - это частный бизнес. Необходимо понимать, что государство не в состоянии взять на себя всю тяжесть затрат. Это просто нереально. Хотя какие-то формы участия, которые не в полном объеме использовались раньше, сейчас как раз планируется  запустить на максимальную мощность. Например, проект ликвидации ветхого жилья. В прошлом году на эти цели планировалось истратить 270 миллиардов рублей. Но по разным причинам это не было сделано. Теперь - самое время. На Среднем Урале до 40 процентов жилья можно отнести к разряду ветхого. Кстати, реализация этого проекта позволит минимизировать расходы на землеотведение и соответственно уменьшить себестоимость строительства. Все помнят: когда землю под застройку стали продавать с аукционов, цены на жилье резко пошли вверх. Участки стали обходиться застройщикам дороже, а свою маржу при формировании окончательной цены на жилье не захотели терять многочисленные инвесторы, девелоперы. Теперь в случае полномасштабной реализации проекта ликвидации ветхого жилья можно было бы избежать этих издержек.

На мой взгляд, снизить цену можно было бы и за счет введения временного моратория на подключение к объектам электро-, газо-,  водоснабжения и водоотведения. Ведь, как известно, плата за присоединение обязательна, она утверждена законом. И, если хотя бы на пару лет можно ее отменить, это стало бы еще одним шансом для застройщиков, позволило бы им не уходить с рынка.

РГ: Правительство заявило, что средства на кредитование строительных фирм направлены в банки. Значит, теоретически можно продолжать строительство?

Лощенко: Пока деньги не доходят до цели. У банков до сих пор проблемы с ликвидностью, и в большинстве своем они спасают активы, решают свои проблемы и не дают застройщикам  деньги на перекредитование. Причем ни под какие проценты. В результате сотни объектов стоят в стадии незавершенного строительства, и когда они будут сданы, неизвестно.

РГ: В Екатеринбурге в прошлом году построено 900 тысяч квадратных  метров жилья, в текущем планировали выйти на миллион, темпы были просто рекордными. Строить прогнозы, как известно, - дело неблагодарное, но что, на ваш взгляд, может ждать столицу Урала в следующем году? 

Лощенко: Конечно, строить  воздушные замки сегодня не приходится. В создавшихся экономических  условиях, дай бог, чтобы в следующем году было возведено чуть больше  половины прежнего объема. Это позволит сохранить строительную отрасль, не допустить ее полной стагнации. На мой взгляд, сейчас самое важное - сохранить людей,
выйти из кризиса с минимальными потерями. Ведь финансово-экономические потрясения  рано или поздно закончатся.

Инфраструктура Екатеринбург Урал и Западная Сибирь