15.12.2008 02:00
Спорт

Баскетболистка Мария Степанова покорила сердца уральских болельщиков

Текст:  Михаил Харламов
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4812)
Читать на сайте RG.RU

Начало нынешнего сезона в Суперлиге во многом было ознаменовано громким переходом одной из ведущих центровых мирового баскетбола Марии Степановой из ЦСКА в екатеринбургский УГМК.

Дальнейшую историю с армейским клубом, который из-за финансовых проблем чуть было не канул в Лету, все прекрасно знают, а Степанова тем временем освоилась в новой команде и покорила сердца уральских болельщиков.

В интервью "РГ" спортсменка рассказала о своем детстве, семье, отношении к свалившейся популярности и все-таки, как ни крути, о расставании с ЦСКА.

В УГМК пока все хорошо

Российская газета: Маша, наверняка рады, что ЦСКА удалось спасти от вроде бы неминуемого развала?

Мария Степанова: Конечно, здорово, что команда будет жить, несмотря на трудности. А ведь еще недавно казалось, что клуб с такой историей мы уже потеряли...

РГ: Когда стало понятно, что в команде возникли финансовые проблемы?

Степанова: Уже по первым выездам в начале сезона. Скажем, на матч в Курск мы отправлялись на автобусе, хотя раньше всегда выезжали в этот город исключительно на поезде. Другой пример: в день игры у нас всегда был обед всей командой. На один из таких обедов однажды не пришли тренеры. Нам объяснили это простой экономией. Потом... видимо, решили сэкономить на мне (улыбается).

РГ: Сейчас ходит много разговоров о том, что ЦСКА может стать далеко не единственной командой, которой коснется кризис. Как обстоят дела в УГМК?

Степанова:  Нам сказали, что на нас эти экономические потрясения никак не отразятся. Покупка новых игроков, думаю, лучшее тому подтверждение. Во всяком случае, непосредственно баскетболистки никаких перемен на себе не чувствуют.

Я тут не голодаю

РГ: Уже обжились в Екатеринбурге?

Степанова: Все отлично! Клуб обеспечил квартирой, машиной, так что никаких проблем в бытовом плане нет. Садик сынишке Коле долго искать не пришлось   прямо во дворе дома.

РГ: Машину сами водите?

Степанова: Нет, у нас в команде все игроки ездят с водителями. Такова политика клуба. В принципе это удобно. С другой стороны, не очень люблю от кого-то зависеть. Честно говоря, немного давит, что тебя ждет человек в автомобиле. Приходится поторапливаться. С другой стороны, я ведь, кроме как на тренировки и на игры, по большому счету никуда здесь и не езжу.

РГ: Семья к вам уже переехала?

Степанова: Это вопрос ближайшего времени. Супруг сейчас разбирается с делами в Москве, а ребенок   у бабушки с дедушкой в Нижнем Новгороде. Но после Нового года уже точно все будем в Екатеринбурге.

РГ: Я слышал, что "за кухню" у вас в семье отвечает супруг. Как же вы без него справляетесь?

Степанова: То, что я не великий кулинар, это правда. Еще перед свадьбой сказала Денису, чтобы пирожков от меня не ждал. Но мне повезло   муж очень хорошо готовит. Вы только не подумайте, я тут без него голодом себя не морю. Приготовить борщ не проблема, просто у меня не лежит душа к этому. А зачем переводить продукты, если муж все равно сделает ужин вкуснее? Но я очень люблю помогать ему: перечищу всю картошку, натру морковь, нашинкую капусту. В какой же последовательности и когда все это закидывать в кастрюлю   это уже прерогатива Дениса. Я здесь скорее на подхвате.

РГ: Вы не так давно в УГМК, и тем не менее: люди в Москве и на Урале отличаются?

Степанова: Мне кажется, что да. В столице народ более нагловатый, более раскрепощенный. С другой стороны, наверное, в Москве по-другому жить и нельзя, иначе тебя сразу заклюют. Сам ритм и образ жизни способствуют тому, чтобы массы становились жестче и черствее. Но нельзя сказать, что нет в Москве хороших людей. Однако если мы говорим в общем, то в Екатеринбурге все поскромнее, попроще. Люди искреннее. Не льстят тебе и говорят действительно то, что думают.

РГ: В новом городе вас на улицах узнают?

Степанова: Честно говоря, я даже не ожидала такого внимания. Баскетболистку Степанову здесь признают гораздо чаще, чем где бы то ни было. Естественно, приятно, когда люди не просто узнают в тебе какого-то спортсмена, а конкретно знают тебя, то есть называют по имени и фамилии. Многие подходят за автографом или просят сфотографироваться. Я этому только рада.

"Мой адрес Советский Союз"

РГ: Можете сказать, что чувствуете себя в Екатеринбурге как дома?

Степанова: Для меня дом там, где на данный момент находится моя семья. Сейчас муж в Москве, сын в Нижнем Новгороде, мама с папой и сестра под Питером, поэтому сегодня дом по всей стране. Как в той песне: "Мой адрес не дом и не улица, мой адрес   Советский Союз". Когда Денис с Колей приедут, наверное, дом будет здесь. Правда, где бы мы ни находились, всегда с семьей возвращаемся в Питер.

РГ: По курортам не ездите?

Степанова: Иногда на море выбираемся, но не более того. За сезон так напутешествуешься, что ближе к концу хочется простого домашнего покоя. В основном отпуск проводим в Тосно, небольшом городке под Питером, где живет большая часть родственников и где прошло мое детство.

РГ: Как же вы из Тосно добирались на тренировки?

Степанова: Сначала мы жили еще дальше от Северной столицы   в Лебедяни. Маршруток тогда не было, а электрички ходили с опозданием и переполненные. Одним словом, если на дорогу потратила два с половиной часа в одну сторону, то, считай, повезло. Потом два года в спортинтернате прожила. Скучала по дому, но было уже попроще. А когда училась в старших классах, мы переехали в Тосно, и я снова была рядом с родителями. Тем не менее порой приходилось вставать в пять утра, чтобы успеть к нулевому уроку. После школы   тренировка. Домой в итоге возвращалась ближе к одиннадцати вечера. Уроки делала в электричке, если находилось свободное место. Как-то затиснулась в забитый до отказа вагон и заснула на сумке у выхода. В итоге на одной из станций выпала в проход. Сейчас вспоминаю и не понимаю, как все это терпела. Однажды опаздывала на электричку, бежала по мосту и со всего маху упала на ступеньки. Хорошо, что затылком не ударилась, но спину сильно повредила. Зима, холод, а я лежу и плачу от боли и от того, что электричка уехала. А теперь сидишь в теплой машине, смотришь, как люди на остановках мерзнут. Вы даже не представляете, как мне их жалко. Знаете, как-то спустилась в метро, а как через турникет пройти   не знаю. Вот так все меняется.


Муж готов на подвиг

РГ: А о чем тогда мечтали?

Степанова Очень хотела пропеллер, как у Карлсона, чтобы не на электричках ездить, а спокойно себе долетать до города и обратно. Была просто одержима этой идеей. Приходилось ведь каждый день еще и в метро спускаться, и на автобусе прокатиться.

РГ: А сейчас?

Степанова: Признаться, я очень боюсь одиночества. Для меня самое важное, чтобы рядом была большая дружная семья, чтобы все были здоровы. Сейчас я счастлива тем, что у меня прекрасный супруг и у нас есть замечательный ребенок. Очень хотим второго, а остальное у меня уже все есть.

РГ: Ваш муж Денис, говорят, ради любимой нередко на отчаянные поступки решался?

Степанова: Он тоже спортсмен и в свое время играл за сборную России по водному поло. Постоянные разъезды не позволяли нам видеться. Сотовых телефонов еще не было, и хоть какое-то постоянное общение исключалось. Наступил момент, когда мы либо должны были расстаться, либо уже окончательно быть вместе. И Денис выбрал меня, закончив при этом с водным поло. Я ему очень благодарна за это. Были и другие подвиги. Суть в том, что поезд из Москвы в Питер на станции в Тосно не останавливается. И, чтобы не доезжать до города и потом не возвращаться обратно на электричке, Денис однажды решил выйти пораньше. Хорошо еще, что в населенных пунктах поезд сбавляет скорость примерно до 80. А там у нас галька такая хорошая лежит, столбы стоят, поезда, в конце концов, встречные ходят. Но его это не остановило. Просто мы тогда в состоянии конфликта находились, и ему сильно хотелось его побыстрее уладить. Пришел, хромает, весь разодранный. Такой вот муж у меня.

РГ: Еще и курить, если не ошибаюсь, ради вас бросил?

Степанова: Перед последним чемпионатом Европы в 2007-м он мне сказал, что если наша команда выиграет турнир и меня признают лучшей, то он бросит. Сборная стала победителем, а я получила звание лучшего игрока. Ему ничего не оставалось, как выполнить обещание.

Для меня важны человеческие отношения

РГ: Давайте поговорим о баскетболе. В последнее время вы нередко отмечали, что сейчас находитесь как будто бы в яме...

Степанова: Сама пытаюсь отыскать ответ на вопрос, почему я не показываю тот баскетбол, на который способна. Даже на пекинской Олимпиаде демонстрировала свой уровень игры только отрезками. Могла несколько минут отыграть хорошо, а иногда вообще непонятно, зачем выходила на площадку. Поверьте, нестабильная игра меня саму очень волнует. Головой вроде бы понимаю, что нужно делать в том или ином эпизоде, а тело идет вразрез с мыслями. Такое ощущение, что нахожусь в некой прострации. Сейчас, правда, вроде бы получше. Думаю, в ближайшее время после ответственных игр в чемпионате и Евролиге можно будет уже точно судить о том, в каком состоянии нахожусь.

РГ: Возможно, еще и история с вашим уходом из ЦСКА не лучшим образом сказалась?

Степанова: Все это стало полной неожиданностью. Впрочем, мне кажется, что смена клуба в данном случае, может быть, мне и на руку. Пока же слишком мало времени прошло, чтобы делать какие-то глобальные выводы.

РГ: А в теории ведь могли и остаться?

Степанова: Некоторое время назад при действующем контракте с ЦСКА мне предложили перейти в другую команду на более выгодные финансовые условия. Андрей Георгиевич (Ищук, тогдашний президент ЦСКА), сказал, что готов меня отпустить без вопросов, несмотря на то, что мое соглашение с армейским клубом было рассчитано еще на два года. Но я осталась, потому что для меня всегда человеческие отношения были дороже бумаг и контрактов. Поэтому, когда уже он обратился ко мне с просьбой о том, чтобы расстаться, я посчитала, что, наверное, лучше уйти. Да, можно было бы упереться и сказать, что, мол, есть контракт и, будьте любезны, оплатите. Но, на мой взгляд, это было бы как минимум некрасиво.

Могу и осадить

РГ: Маша, где бы вы ни играли, на вас всегда лежит большой груз ответственности. Везде вас рассматривают в качестве лидера, способного повести за собой остальных. На вас это давит или, наоборот, только добавляет энергии?

Степанова: Здесь еще нужно принять во внимание и то, что команды, в которых я выступала и выступаю, всегда ставят перед собой самые высокие цели. Как следствие, постоянно слышишь вокруг себя разговоры. Но мне кажется, у меня достаточно сильно развито чувство собственного достоинства, чтобы выходить на площадку и стараться показывать максимум того, что я умею. По-другому мне просто было бы стыдно. Если, допустим, кто-то скажет, что Степанова   посредственный игрок, буду до последнего упираться и доказывать обратное. Мне в этом смысле запомнилась одна фраза Вадима Павловича Капранова (экс-тренера сборной России), который как-то на тренировке подходит ко мне и говорит: "Маша, ты вообще что-нибудь в баскетболе понимаешь?" А я сижу и думаю: "Ни фига-то я и не понимаю". Так меня эти слова настолько зацепили, что я начала работать с утроенной энергией, дабы доказать тренеру свою состоятельность. Он знал, что именно так от меня можно добиться максимального результата.

РГ: Сейчас в УГМК опять приходится что-то доказывать?

Степанова: Это нормально. Фактически начинаю все с начала. У тренера Лорана Буффара свои предпочтения, и мне необходимо доказать ему, что я именно та баскетболистка, которую нужно выпускать в самые ответственные моменты матча. Меня это только подстегивает.

РГ: В раздевалке тоже привыкли быть лидером?

Степанова: Не знаю, мне кажется, что я не выпячиваю себя на фоне остальных. Со всеми поддерживаю нормальные отношения. Что касается сборной, то было очень приятно, когда девчонки меня выбрали капитаном. То есть не тренер тебя назначил, а именно сами игроки так решили. Чего уж таить, была тронута доверием.

РГ: А на повышенных тонах можете поговорить с партнершами?

Степанова: Только по делу. Да, бывает, прикрикну, но все это касается сугубо игры. Более того, стараюсь, наоборот, подбадривать и поддерживать девчонок. Другое дело, что иногда приходит молодой игрок в команду и начинает вдруг позволять себе какие-то вольности. Попросту говоря, откровенно борзеет. Такое редко, но случается. Вот тогда могу осадить с легкостью.

РГ: Кто лично для вас является лучшим критиком?

Степанова:  Пожалуй, мой муж. Он всегда дает самую адекватную оценку. Тренер чаще недоволен действиями команды и всегда, стремясь к идеалу, делает акцент на недостатках. Зато мама всегда довольна. Свой ребенок для нее, как, впрочем, и для большинства мам, всегда самый лучший. Даже когда у меня случаются неважные игры, она говорит, что я просто немного устала, а так все равно замечательная баскетболистка.

Медсестра Маша

РГ: Вы в отношении травм везунчик или нет?

Степанова: Пока, тьфу-тьфу, серьезного ничего не было. Один раз соперница мне с локтя заехала так, что нос сломала. Я сажусь на скамейку и смотрю: у всех девчонок глаза резко округлились. Спрашиваю, что случились, а они, видимо, не желая меня пугать, отвечают: "Все хорошо, ты только не переживай". Потом гляжу, а нос у меня в сторону смотрит. Так еще собралась матч доигрывать. Встала, и меня тут же повело. В итоге мне нос сначала не так вправили, и пришлось делать операцию под местным наркозом. Одним словом, лежу я в чепчике на операционном столе, смотрю на все это, и в один момент хирург, отворачиваясь к своим инструментам, говорит: "Маша, посмотри, пожалуйста, все ли ровно". Я встала, подошла к зеркалу, посмотрела внимательно и отвечаю: "Да вроде бы ничего". Он как увидел, чуть не обомлел. Выяснилось, что Машей зовут его медсестру. Мениск еще как-то вырезали. Всем известно, что бывают случаи, когда оперируют не ту ногу, которую нужно. Так я специально попросила, чтобы мне на ногах написали "да" и "нет". В итоге все закончилось хорошо.

РГ: Простите за прямой вопрос: у вас был когда-нибудь звездняк?

Степанова: Не знаю, мне тут сложно судить. Со стороны такие вещи всегда видны более отчетливо. Например, в некоторых я это вижу и стараюсь им не уподобляться. Мужу даже говорю, чтобы обязательно давал знать о подобных проявлениях, если вдруг увидит их во мне. Приятели рассказывали, что до знакомства я выгляжу человеком, к которому сложно подойти и завязать разговор. Но в процессе общения их мнение обо мне менялось в абсолютно другую сторону. Надеюсь, это правда, а не лесть.

РГ: Тогда какое качество вам в себе самой нравится?

Степанова: Упорство. Мне всегда обязательно нужно быть первой. Упрямство и упорство здесь помогают.

РГ: А есть что-то, что не нравится?

Степанова: Я очень ленивый человек. Парадокс, не правда ли? Вообще удивляюсь, как со своей ленью умудряюсь заниматься профессиональным спортом и еще чего-то там добиваться.

РГ: В баскетболе вам еще есть, к чему стремиться?

Степанова: Есть. Игра меня так же заводит, как и в юном возрасте. Выходя на площадку, ты волей-неволей забываешь обо всем, желая только одного   победить. В ином случае, пожалуй, стоит заканчивать. Да, сейчас у меня один из непростых периодов в карьере, которые случаются у всех спортсменов. Но я верю, что смогу преодолеть и его.

Досье "РГ"

Мария Степанова

Родилась 23 февраля 1979 года. Игровое амплуа   центровой. Рост - 202 см. Чемпионка Европы, Евролиги, Мировой лиги, России, Чехии. Серебряный призер чемпионатов мира 2002 и 2006. Бронзовый призер Олимпийских игр 2004 и 2008. На Играх в Афинах была признана MVP турнира. Аналогичного звания удостоилась и на первенстве Старого Света по итогам 2006-го и 2007-го гг. Баскетболом начала заниматься в возрасте восьми лет. Первым клубом стала санкт петербургская "Волна". С 94-го по 2008-ой год выступала за питерский "Форс-Мажор", московский ЦСКА, чешский "Гамбринус", ВБМ-СГАУ из Самары. Так же Степанова играла в Северной Америке за клуб женской НБА "Финикс Меркьюри".
 

Баскетбол