15.12.2008 03:00
Общество

"Роснано" намерена поддерживать 4-7 инновационных проектов в месяц

Всего несколько проектов поддержала за год корпорация "Роснано"
Текст:  Юрий Медведев
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4812)
Читать на сайте RG.RU

Более 130 миллиардов рублей выделило государство корпорации "Роснано" для развития в стране наноиндустрии. Однако многие специалисты пока скептически воспринимают нынешнюю ситуацию в этой сфере. Ведь за год на финасирование проектов выделено всего 6,9 миллиарда рублей. Чем это объяснить? Об этом корреспондент "РГ" беседует с руководителем Управления планирования и контроллинга инвестиций "Роснано" Алексеем Тягуном.

Российская газета: Проходившая в Москве параллельно с форумом по нанотехнологиям выставка оставила странное впечатление. Среди "моря" экспонатов всего пять представлено "Роснано". И в кулуарах сразу же заговорили: гора родила мышь. В самом деле, неужели кпд нашей науки столь низок и ее предложения вас не устраивают?

Алексей Тягун: Давайте проясним ситуацию. "Роснано" существует немного больше года. Потребовалось время, чтобы раскрутиться и создать систему экспертизы. Она заработала с апреля. Хочу напомнить, что "Роснано" рассматривает инновационные проекты, нацеленные на коммерческий успех. Так вот, наукоемкий бизнес - дело очень рискованное, из сотен проектов в конце концов доходными оказываются в лучшем случае десять.

Правительство требует, чтобы выделенные "Роснано" деньги были потрачены с максимальной отдачей. Чтобы миллионы не вкладывались в проекты без рыночной перспективы. Значит, каждую заявку надо очень придирчиво обкатать, изучить со всех сторон. На одну заявку сейчас отводится 185 дней. За этот срок она проходит сквозь сито научной, производственной, инвестиционной, патентной и юридической экспертизы.

В этом году мы получили около 800 заявок. Почему поддержано меньше десятка? Все зависит от готовности к коммерциализации. "Верняками" оказались те, что были представлены на выставке. Это не значит, что остальные забракованы. До конца года получат "добро" еще несколько, остальные пополнят нашу базу данных. Там могут оказаться проекты, которые очень перспективны, но их надо дотягивать до стадии коммерциализации, искать соинвестора. И здесь мы готовы помогать ученым. К примеру, создателям светодиодов, которые в семь раз экономичнее ламп накаливания, подобрали инвестора, который вложил в проект около 30 миллионов долларов. Их работу вы можете видеть на этой выставке.

РГ: "Роснано" должно уже к 2015 году выпускать товаров на огромную сумму - 900 миллиардов рублей. Достижима ли эта цифра при таких, пока скромных, темпах прохождения проектов?

Тягун: Первые оценки показывают, что в месяц мы будем поддерживать 4-7 проектов. Готовы и больше, но все зависит, как уже говорилось, от готовности представленных заявок. Здесь еще очень важно, сколько "Роснано" будет зарабатывать на проектах. Ведь мы должны их запускать, раскручивать, а потом быстро выходить, продавая соинвестору. Иначе наш кошелек быстро истощится. Пока доля "Роснано" в проектах около 70 процентов. Если она будет сокращаться, то вырастет число финансируемых проектов.

РГ: Сейчас в ваш портфель приходят в основном наработки из закромов еще советской науки. Как выясняется, выбрать приемлемые для реализации сложно. А что же будет, когда ручеек начнет иссякать? Ведь сама корпорация в науку деньги не вкладывает. Из чего будете выбирать?

Тягун: Ситуация сложная. Это на Западе вал проектов, у нас почти 20 лет науку сотрясали кризисы. Положение стало постепенно выправляться, но теперь неясно, как на все это повлияет мировой кризис. Хотя именно сейчас могут появиться шансы для наукоемкого бизнеса. Ведь кризис - это перераспределение денег. И сейчас на рынке появились свободные средства, так как многие компании успели выйти из рискованных операций. Их надо куда-то вложить, чтобы избежать инфляции. Если наши проекты будут доходными, то найдем инвесторов.

Теперь о том, как не дать иссякнуть потоку проектов. Самое слабое их место очевидно - они не подготовлены к коммерциализации. Сюда и направлены наши усилия. Например, сейчас почти 40 процентов проектов подается учеными Москвы. Поэтому мы бросили сеть на регионы. Ездим, объясняем, каковы наши требования, как оформить заявки, и т.д. Ведь большинство ученых ничего, кроме научных отчетов, не писали, они в ужасе замирают перед пакетом наших документов. Поэтому проводим экспресс-курсы, обучаем бизнесу. Кроме того, создаем виртуальный институт менеджеров, которые могут вести проект.

Услуги этих высококлассных специалистов, уже зарекомендовавших себя в реальном деле, будем предлагать авторам проектов.

Наука