Борьба мирового сообщества с сомалийскими пиратами вступает в решающую фазу. В понедельник военные корабли Евросоюза вошли в Аденский залив, чтобы начать против морских разбойников масштабную операцию "Аталанта".
Не хотят отставать от европейцев и представители Лиги арабских государств: они уже ведут переговоры о создании военно-морского подразделения для противодействия пиратству.
Усилия по борьбе с современными последователями капитана Флинта, предпринимаемые десятками стран мира, наконец стали приносить первые плоды. В минувшие выходные отличились военно-морские силы Индии: их ракетный эсминец "Майсур" захватил в плен группу морских разбойников, напавших на торговое судно в Аденском заливе. У арестованных пиратов были изъяты семь автоматов АК-47, два карабина, гранатомет и 13 снаряженных магазинов. Но судьба задержанных пока остается неясной - международное законодательство в этой области оказалось слишком несовершенным.
Вопрос о том, что делать с арестованными преступниками, стал главной темой встречи в Бахрейне министров обороны и официальных лиц 25 стран, завершившейся в минувшие выходные. Ее участники предложили разработать под эгидой ООН международное законодательство для преследования и наказания пиратства. А также создать международную тюрьму, где осужденные морские разбойники будут отбывать срок.
Проблема в том, что даже в том случае, если эта инициатива получит широкую поддержку, для ее воплощения понадобится время.
Непростая судьба, скорее всего, ожидает и недавнее предложение США, касающееся противодействия морским разбойникам.
В минувшую пятницу американская делегация в ООН представила проект резолюции, где предложила разрешить всем заинтересованным странам вести борьбу с пиратами не только на море, но и на суше. Однако министр обороны США Роберт Гейтс, принявший участие во встрече в Бахрейне, признал: "США не в состоянии провести такого рода наземную операцию, опираясь на тот уровень информации, который у нас имеется в настоящий момент".
Тем временем политическая ситуация в Сомали становится все запутаннее. В воскресенье президент Сомали Абдуллахи Юсуф Ахмед отправил в отставку премьера Нур Хасана Хусейна и возглавляемое им правительство. Глава государства объяснил этот шаг "глубокими разногласиями внутри правительства, которые парализовали его работу". Между тем именно премьер довольно успешно выступал в роли переговорщика с пиратами и сумел за прошедшие месяцы добиться освобождения нескольких судов.
В воскресенье глава МИД России Сергей Лавров отправился в Нью-Йорк, где 16 декабря состоится заседание Совета Безопасности ООН, на котором планируется обсуждение ситуации в Аденском заливе.
На этот раз она впервые обсуждается на уровне министров иностранных дел. В хитросплетениях дипломатических переговоров, которые начались еще полгода назад, но пока мало чем помогли справиться с проблемой пиратства у берегов Сомали, "Российская газета" постаралась разобраться с заместителем министра иностранных дел России Александром Яковенко.
Российская газета: Совбез ООН принял уже три резолюции по борьбе с пиратством в Аденском заливе. В чем их различия?
Александр Яковенко: Первая резолюция была принята 2 июня 2008 года (резолюция 1816).
Совет Безопасности, действуя на основании главы VII Устава ООН, в частности, принял решение о предоставлении так называемым сотрудничающим государствам на ограниченный период (6 месяцев с даты принятия резолюции) права захода в территориальные воды Сомали для принятия необходимых мер "в целях пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя на море сообразно тому, как это разрешается делать в открытом море в отношении пиратства согласно соответствующим нормам международного права".
Статус "сотрудничающего государства" предоставляется Переходным федеральным правительством Сомали путем направления соответствующего уведомления Генеральному секретарю ООН. Российская Федерация получила такой статус 22 октября этого года.
Правовой основой противодействия пиратству является прежде всего Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, статья 105 которой предусматривает право любого государства в открытом море захватить пиратское судно или судно, находящееся во власти пиратов, и арестовать находящихся на таком судне лиц. Захват судна за пиратство может осуществляться только военными кораблями или иными судами, состоящими на правительственной службе и уполномоченными для данной цели. При этом судебные учреждения такого государства могут устанавливать наказания в отношении лиц, виновных в актах пиратства.
Вместе с тем резолюция 1816 предписывала "сотрудничающим государствам" соблюдать право мирного прохода через территориальное море Сомали судов третьих государств; координировать свои действия по борьбе с пиратством; сотрудничать в проведении расследований и в судебном преследовании лиц, ответственных за акты пиратства и вооруженного разбоя у побережья Сомали, в соответствии с применимыми нормами международного права, включая международные стандарты в области прав человека; в течение трех месяцев представить Совету Безопасности ООН отчет о применении "особых полномочий".
Затем 7 октября была принята резолюция 1838, которая в развитие положений резолюции 1816 побуждала государства к более активным мерам по обеспечению безопасности судоходства у побережья Сомали при координации действий друг с другом.
И наконец, в развитие двух упомянутых резолюций 2 декабря Совет Безопасности ООН единогласно одобрил резолюцию 1846 по борьбе с пиратством у берегов Сомали. Она продлевает на 12 месяцев полномочия, позволяющие сотрудничающим с Переходным федеральным правительством Сомали государствам и региональным организациям проводить операции по борьбе с пиратством и вооруженным разбоем в территориальном море Сомали.
В тексте документа Совета Безопасности ООН приветствуются инициативы ряда государств, в том числе Российской Федерации, по борьбе с актами пиратства у побережья Сомали, проводимые в соответствии с предыдущими резолюциями совета по данной теме.
Кроме того, новая резолюция СБ ООН призывает государства, являющиеся участниками Конвенции 1988 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, полностью выполнять свои обязательства по этой конвенции в сотрудничестве с Генеральным секретарем ООН и Международной морской организацией в целях осуществления уголовного преследования лиц, подозреваемых в вооруженном разбое и участии в пиратских действиях.
РГ: Почему Совет Безопасности подчеркнул значение именно этой конвенции?
Яковенко: Таким образом государства - члены Совета Безопасности ООН попытались решить проблему юрисдикции в отношении захваченных пиратов и их привлечения к ответственности. Данная проблема состоит в том, что у большинства государств отсутствует четкий алгоритм правовых действий в отношении лиц, совершивших акты пиратства или вооруженного разбоя. В частности, не решены вопросы их содержания под стражей на борту военного корабля, передачи другим государствам для проведения расследования, судебного преследования и дальнейшего тюремного заключения и т.д. В российском законодательстве ответственность за акты пиратства предусмотрена статьей 227 Уголовного кодекса, однако практика применения положений данной статьи отсутствует.
Большинство "сотрудничающих государств", чьи военные корабли находятся у берегов Сомали, не являются государствами региона, и доставка преступников на их территорию связана со значительными трудностями как практического, так и юридического характера. В этой связи возникает необходимость активного привлечения возможностей стран региона к решению задачи судебного преследования виновных в пиратстве лиц.
РГ: В последнее время не раз можно было услышать мнения различных экспертов, которые считают, что единственный безотказный способ борьбы с пиратством - на рею. На дипломатическом уровне такой вариант развития событий рассматривается?
Яковенко: Мы считаем, что борьба с пиратством должна осуществляться в соответствии с действующим международным правом. Что касается мер практического характера, то, как известно, у побережья Сомали находится в настоящее время российский сторожевой корабль "Неустрашимый", который успешно выполняет задачи сопровождения российских, а также иностранных судов, действуя в контакте с военно-морскими силами других государств. Полагаю, что присутствие наших кораблей в данном регионе будет продолжено и после ухода оттуда "Неустрашимого".
РГ: То есть быстрого решения данной проблемы не существует.
Яковенко: Достаточно посмотреть статистику последних пиратских нападений у берегов Сомали. Они становятся все более беззастенчивыми, пираты используют в своей преступной деятельности все более изощренные методы и средства, их амбиции растут. Полагаю, что эта тема будет сохранять свою актуальность еще продолжительное время и останется в повестке дня ООН и других международных организаций.
Следует также иметь в виду, что одними силовыми методами при всей их важности решить проблему пиратства будет весьма непросто. Эта задача требует комплексного подхода, активных усилий по социально-экономической и политической стабилизации Сомали. По линии ООН следует наращивать поддержку переходных федеральных институтов в Сомали в целях разработки конституции и проведения демократических выборов в 2009 году.