7-й съезд кинематографистов все-таки состоится в обозначенный ранее срок - 18-19 декабря. Так после накаленных споров решил заседавший в начале недели пленум правления Союза кинематографистов России, большинством голосов отвергнув попытки снова передвинуть мероприятие. Вопрос о том, кто станет главой киносоюза, остается неясным. Никиту Михалкова пытались "прокатить" уже на стадии выборов делегатов съезда, а это говорит о том, что его кандидатура по-прежнему вызывает у коллег нарастающее раздражение.
Этот съезд - в нарушение устава Союза кинематографистов - задержался на целый год, и причины задержки никому не объясняли. Возможно, его руководство, избранное на 6-м съезде с явными нарушениями устава, понимало, что разговор предстоит серьезный и вовсе не приятный. Между тем, процесс распада творческого союза достиг апогея: лишенный притока молодых членов, он стремительно дряхлел, ветераны вспоминали минувшие дни, но категорически теряли интерес к дням нынешним. Средний возраст приблизился к 70 годам.
Вероятно, стоит напомнить былую роль СК в творческой жизни нашего кино. Задуманный советскими властями как дополнительный инструмент контроля над работниками важнейшего из искусств, он быстро научился отстаивать право кинематографистов на пусть ограниченные, но свободы. Многим помог не сойти с дистанции, многие опальные фильмы сделал достоянием зрителей. В его залах всегда было жарко от споров, здесь можно было высказать в глаза коллеге горькую правду о его просчетах, а коллега мог извлечь из этого полезный для себя урок. Союз заботился о контактах кино с его зрителем. А главное - он объединял людей кино. Благодаря его семинарам и "круглым столам", его клубной атмосфере становились друзьями люди разных кинопрофессий, но общего дела.
Ничего этого не стало, когда в общественной организации была выстроена жесткая вертикаль власти. За минувшее десятилетие союз потерял не только атмосферу содружества и доверие его членов, но и большую часть своего немалого имущества - дома творчества, Киноцентр, помещения, принадлежавшие Бюро пропаганды киноискусства. Молодые кинематографисты теперь целиком поглощены бизнесом и часто незнакомы друг с другом. Кино утратило общность ориентиров и занялось либо коммерцией, либо откровенной работой "на экспорт", полностью потеряв контакт со зрителем. Естественно, в нем накопилось множество проблем, требующих решения: от ремонта обветшавшего Дома кино до направления, в котором развивается наш кинематограф.
И вот, наконец, припоздавший на год съезд был назначен на середину декабря 2008 года. Как и положено по уставу, в профессиональных гильдиях прошли выборы его делегатов. Скандал разразился после того, как режиссеры игрового кино большинством голосов не включили в делегатский корпус Никиту Михалкова, Геннадия Полоку и Василия Ливанова. Это для многих стало шоком. Впрочем, главные споры сосредоточились вокруг фигуры Михалкова: несомненно один из самых ярких режиссеров нашего кино, он уже много лет возглавляет союз, лишь относительно недавно сосредоточившись на съемках нового фильма и уступив свое руководящее кресло нынешнему исполняющему обязанности председателя СК актеру Михаилу Пореченкову. И вот он не удостоен чести стать хотя бы делегатом.
Разумеется, это был не более чем жест. Коллеги, еще на 6-м съезде активно выражавшие Михалкову свое недоверие, теперь продемонстрировали его единственным оставшимся в их распоряжении способом. Но и реакция на этот жест была крайне характерной для нравов, царящих теперь в киносоюзе: команда Михалкова решила, что, раз так, съезд нужно вновь отменить. Юристам поручили срочно расследовать легитимность избрания делегатов, и юристы, разумеется, нашли нарушения: многие гильдии, голосуя, не набрали нужного кворума голосов. И был созван чрезвычайный пленум СК России, где огласили эти выводы. Главный из них звучал угрожающе: съезд, проведенный со столь сомнительных стартовых позиций, сам может оказаться нелегитимным, а его решения могут быть оспорены в суде.
Открывший пленум Михаил Пореченков весьма простодушно выдал подноготную происшествия, зачитав письмо с Кавказа, авторы которого в язвительных выражениях осуждали демарш по отношению к Михалкову, почему-то забыв про тоже забаллотированных Полоку и Ливанова. Пленум все более напоминал попытку реванша, вновь расколов киносообщество на сторонников Михалкова и его противников. Последние были в явном большинстве.
Сторонники требовали переноса съезда на февраль или проведения его в форме общего собрания всех членов Союза кинематографистов страны - как это было сделано в год избрания Михалкова на пост председателя. Тогда в Кремлевском Дворце собрались несколько тысяч делегатов. Многие из них, неожиданно попав в Москву и не очень понимая контекст и смысл разгоревшихся споров, впервые увидели легенду советского кино вживую и легко подавили сопротивлявшихся его избранию москвичей и ленинградцев. На этот эффект и теперь явно делали ставку те, кто предлагал этот эксперимент повторить. Но им напомнили, что тот памятный съезд обошелся в кругленькую сумму и надолго загнал СК в долги; теперь, в год кризиса, решиться на столь дорогое и столь неэффективное предприятие было бы безумием.
Кто станет новым руководителем киносоюза? На собрании московских кинематографистов было решено выдвинуть на этот пост Марлена Хуциева - не только одного из самых талантливых, но и самых уважаемых мастеров. Эта кандидатура немедленно подверглась обстрелу со стороны оппонентов, в полемическом раже Василий Ливанов дошел до прямых и весьма грязных оскорблений. Была пущена в ход байка о том, что Хуциев якобы выдвинул себя сам. Атмосфера сгущалась, пленум все более напоминал последний киносъезд, где стороны тоже изощрялись во взаимных оскорблениях.
Известный документалист Виталий Манский поинтересовался, кого собирается предложить съезду оппонирующая сторона - Михалкова или Пореченкова? Пореченков нервно пил воду и отмалчивался, Михалков на пленум не пришел. Дать ответ на этот простой вопрос никто не рискнул.
Тем не менее, экстренно собранный пленум правления СК пошел по явно не запланированному пути. Вопреки ожиданиям его организаторов, абсолютное большинство членов правления настаивало на проведении съезда в обычном составе и в запланированный срок. Эту позицию выразили не только москвичи, но и представители многочисленной петербургской организации, и делегаты из Сибири. Сторонники очередного переноса разговора о дальнейшей судьбе Союза кинематографистов потерпели поражение. Среди них Никита Михалков, забаллотированный коллегами-режиссерами уже на самом первом этапе. Впрочем, ошибку режиссеров исправила гильдия сценаристов, и мандат делегата автор "Чужого среди своих" получит. Что, конечно, весьма разумно.