В эти дни инвестиционные программы практически всех электрогенерирующих компаний находятся в правительстве. До конца декабря кабмин должен утвердить их корректировку в сторону уменьшения. Неприятность в том, что согласно правилам, сформулированным еще в РАО ЕЭС, собственники компаний, не выполняющих свои инвестиционные планы, должны быть наказаны. Последуют ли санкции?
По понятным причинам компании неохотно сообщают о секвестре своих строек. Некоторые ссылаются на то, что план сокращения инвестиций "еще не утвердило правительство". В ТГК-4 в беседе с корреспондентом "РБГ" отрицали какие-либо корректировки вообще. В Мосэнерго нам сообщили, что в целом инвестиционная программа не потерпит изменений, правда, ведется ее дополнительный аудит и некоторые пилотные или экспериментальные проекты малой мощности могут быть не реализованы или сдвинуты по срокам. "Но это капли, вы же понимаете", - пояснил собеседник в компании.
В ТГК-1 корреспонденту "РБГ" сообщили, что из пяти блоков, строительством которых занимается компания, работы в будущем году продолжатся на трех: на Каширской ГРЭС (пуск объекта намечен на будущий год), Уренгойской и Нижневартовской. Сроки реализации проектов на Пермской и Верхне-Тагильской ГРЭС смещаются на 2014 год.
В "РусГидро", отмечая негативные последствия кризиса (недоступные кредиты, падение спроса на электроэнергию), говорят и о позитиве (снижается стоимость стройматериалов и подрядных работ), но кое-какие программы сокращать будут. В первую очередь остановят долгострои и объекты, по которым допущены инженерные просчеты. Продолжат стройки, которые должны поддержать пиковые мощности и не спровоцировать усиление локальных энергодефицитов. По этому принципу хотят заморозить Гоцатлинскую ГЭС в Дагестане, а Бурейскую, Богучанскую ГЭС и ГЭС в Кашхатау оставить.
Общую статистику "потерянных мощностей" вывести невозможно, но тенденция налицо. Эксперты компании "Ренессанс Капитал" видят причину в "плановом характере" стратегии, которая была заложена в реформу: оказалось, что в кризисные периоды она не работает. Прогноз роста потребления тока в стране, на котором строились инвестпрограммы, они считают завышенным: вместо заложенных 4,2 процента до 2012 года будет в лучшем случае 2,3 процента. "Следовательно, реализация всех запланированных РАО ЕЭС проектов приведет, как мы полагаем, к возникновению значительной избыточной мощности и к снижению стоимости генерирующих активов для акционеров. По нашей оценке, планы строительства новых мощностей могут быть сокращены минимум на 40 процентов без угрозы национальной энергобезопасности", - делают вывод эксперты этого агентства.
Иной точки зрения придерживается последовательный критик реформ РАО ЕЭС, экс-заместитель министра энергетики Виктор Кудрявый. Он полагает, что инвестиционные программы не могли быть выполнены изначально, а теперь компании используют кризис как предлог их невыполнения. Если бы не кризис, нашлись бы и другие предлоги. Он считает, что новым собственникам невыгодно развивать новые мощности, пока система ценообразования опирается на принцип "самая дорогая энергия - это цена электроэнергии для всех". Если инвесторы будут строить новые мощности и снижать тем самым цену, они просто отнимут у себя деньги.
Остается проблема "штрафов", которые должны понести компании, не выполнившие свои планы. Большинство опрошенных нами экспертов считают, что наказывать никого не будут, но правительству придется "прощать" каждую компанию особым распоряжением. Так или иначе, резюмируют они, совершенно очевидно, что локомотив, запущенный Анатолием Чубайсом, не выдержал первого же крутого поворота.