В сегодняшних непростых условиях глобальной экономической нестабильности практикуют разные подходы по стабилизации экономики и повышению ее эффективности. В России наряду со стандартными действиями, направленными на поддержку банковской системы и ключевых предприятий, применяется второй подход, который, по мнению экспертов, не менее важен, чем первый. Этот подход - инвестиции в инфраструктуру.
Многие экономисты как позитивный фактор отмечают тот факт, что во время глобального кризиса Россия одна из немногих, кто продолжает инвестировать в реальный сектор экономики, в том числе в инфраструктуру.
Еще до своего избрания будущий президент Дмитрий Медведев базировал свою экономическую платформу на стратегию четырех "И" - Инвестиции, Инновации, Институты, Инфраструктура. Многие эксперты в этих четырех "И" как самую важную выделяют последнюю - инфраструктуру. Это логично.
Во-первых, инфраструктура является той базой, на которой строится экономическое благополучие общества. В эту категорию входят такие обыденные, но ключевые для экономики элементы, как дороги, мосты, электростанции, линии электропередачи, плотины, дамбы и т.д. Инфраструктурные проекты, выстраивая "каркас" экономики страны, связывают остальные части стратегии четырех "И" и создают то единое пространство, которое дает возможность не только вывести страну из сырьевой зависимости, но и совершить качественный скачок в ее развитии.
Во-вторых, не секрет, что полномасштабная замена инфраструктуры требует гигантских вложений, рассчитанных на многие годы. Поддержка этой инфраструктуры тоже требует значительных ресурсов: материальных, человеческих, организационных.
В-третьих, эффективное управление существующей инфраструктурой и грамотное планирование строительства новых объектов является тем коэффициентом, который поднимает конкурентоспособность страны на новый уровень.
Но выделения огромных инвестиционных бюджетов недостаточно. Одним из главных факторов успеха в осуществлении масштабных инвестиций в строительство и поддержку инфраструктуры эксперты называют наличие специализированных компаний по разработке, управлению и поддержке инфраструктурных проектов. В силу своей сложности и капиталоемкости инфраструктурным системам необходимо тщательное планирование и контроль всего жизненного цикла: от проектирования, обслуживания до принятия решения о полной замене на новый объект.
На Западе системы управления инфраструктурными активами являются непременным инструментом работы предприятий фондоемких отраслей: энергетики, ЖКХ, транспорта, нефтегазовой и добывающей промышленности, военно-промышленного комплекса. На российском рынке таких компаний немного. Самой известной из них является Центр инфраструктурных проектов. Это одна из немногих компаний, которая предлагает передовые технологии систем управления инфраструктурными активами на базе высокотехнологичных инновационных решений, она обладает зарегистрированной интеллектуальной собственностью, авиационной базой и парком дирижаблей.
В портфеле компании - работа с масштабными инфраструктурными проектами таких компаний, как ФСК, МОЭСК (электроэнергетика); "Газпром", "Транснефть" (нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан"); Российские железные дороги. Опыт, полученный в работе с такими проектами, позволил компании расширить свою деятельность и принять участие в планировании строительства наукоградов и автодорог, участвовать в экологических проектах.
В частности, проект "Балтберегозащита", направленный на эффективную работу по борьбе с размыванием берегов, позволил сэкономить значительные средства администрации Ленинградской области. Решения и услуги таких компаний, как Центр инфраструктурных проектов, существенно снижают время на проектирование объектов инфраструктуры, позволяют контролировать ход их строительства и существенно снижают опасность их эксплуатации.